В последние годы отношения России и Грузии, а также Грузии и НАТО, и России и НАТО, оказались взаимосвязанными. Грузия активно стремится стать членом Североатлантического Альянса, Россия не менее активно выступает против этого, а НАТО пытается поддерживать отношения с обоими постсоветскими государствами.
Периодически этот треугольник сотрясают скандалы. После войны в Южной Осетии НАТО заморозило контакты с Россией, потом Россия отказалась принимать участие в ряде мероприятий НАТО по той причине, что оно не отменило ранее запланированные учения в Грузии. Трения продолжились высылкой двух российских дипломатов, обвиненных в шпионаже, из Брюсселя и реакцией Москвы, в качестве ответной меры выславшей из России двух канадских дипломатов, работавших в представительстве НАТО.
Нынешние отношения трех международных игроков во многом обусловлены событиями, происходившими на протяжении последних двух десятилетий.
Грузинский гамбит
История современной Грузии – это история политических пертурбаций, удачных и неудачных государственных переворотов и непрекращающихся вооруженных конфликтов. Грузия может считаться одним из наиболее нестабильных государств постсоветского пространства. Показательно, что еще ни один президент Грузии не покидал свой пост в положенный срок и на добровольной основе.
Грузия объявила о своей независимости 9 апреля 1991 года, и через полтора месяца был избран первый президент Грузии Звиад Гамсахурдиа. Его правление было ознаменовано началом конфликта в Южной Осетии и упразднением югоосетинской автономии. Эпоха Гамсахурдиа – бывшего диссидента и убежденного националиста – также ознаменовалась резким ухудшением отношений с Россией. Грузия оказалась единственной постсоветской республикой, отказавшейся вступить в СНГ. Менее чем через год Гамсахурдиа был свергнут в результате военного переворота. В 1993 году он скончался при загадочных обстоятельствах, по официальной версии – в результате самоубийства.
В 1995 году президентом стал Эдуард Шеварднадзе. В 1970-е годы он возглавлял ЦК Коммунистической партии Грузии, то есть был реальным главой республики. С 1985 года Шеварднадзе занимал пост министра иностранных дел СССР и считался одним из идеологов Перестройки. В 1992 году, после свержения Гамсахурдиа, Шеварднадзе возглавлял высший орган исполнительной власти республики – Государственный Совет. Кроме него в Совете заседали два организатора победного переворота - Джаба Иоселиани и Тенгиз Китовани, в недалеком прошлом - соратники Гамсахурдиа. Позднее Шеварднадзе был избран председателем парламента республики, то есть до победы на президентских выборах он держал в своих руках реальную власть на протяжении почти трех лет. Став президентом, он отправил Иоселиани и Китовани за решетку, таким образом, избавившись от мощных соперников.
После свержения Гамсахурдиа в Западной Грузии началась гражданская война между сторонниками Гамсахурдиа и Шеварднадзе. Российские войска пришли на помощь новому президенту Грузии. В благодарность за это Шеварднадзе принял решение о вступлении Грузии в СНГ и присоединении к Договору о коллективной безопасности. Однако главной проблемой Грузии стали этнические конфликты в Абхазии и Южной Осетии. Сепаратисты в этих регионах пользовались и продолжают пользоваться явной или тайной поддержкой России. Конфликт сопровождался масштабными этническими чистками и массовыми изгнаниями людей нетитульных национальностей.
Шеварднадзе - ветеран международной политики - изначально ориентировался на Россию, но примерно с 1996 года сделал ставку на развитие связей с Западом. Он добился крупного успеха: именно через территорию Грузии прошла линия нового нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Отношения России и Грузии к концу правления Шеварднадзе стали весьма напряженными: Россия периодически обвиняла Грузию в поддержке чеченских боевиков и вводила скрытые санкции против Тбилиси (например, под надуманными предлогами прекращала поставки электроэнергии и нефти).
Шеварднадзе пережил три покушения на свою жизнь и несколько попыток государственных переворотов. Его правление также было прервано насильственным путем: в 2003 году в Грузии произошла революция роз , поводом к которой стали махинации, допущенные при выборах в парламент. Шеварднадзе был смещен триумвиратом, в который входили его бывшие политические союзники - Михаил Саакашвили, Нино Бурджанадзе, являвшаяся долговременным главой парламента, дважды выполнявшая обязанности временного главы государства, и Зураб Жвания, в скором времени скончавшийся при странных обстоятельствах, по мнению его родственников, не исключающих возможности убийства.
В 2004 году новым президентом Грузии был избран Михаил Саакашвили, который смог вернуть под контроль Тбилиси Аджарию и провести ряд крупномасштабных реформ. Правление Саакашвили было ознаменовано постоянными дипломатическими конфликтами с Россией, в результате чего Москва серьезно ограничила поставки грузинских товаров на российский рынок и провела массовую высылку грузин, не имевших легальных оснований на пребывание на российской территории. В 2005 году Саакашвили добился досрочного вывода из Грузии российских военных баз. Изначально соответствующее соглашение с Москвой было подписано Шеварднадзе.
В августе 2008 года Саакашвили попытался военным путем получить контроль над Южной Осетией, но грузинские войска были разгромлены российской армией, которая пришла на помощь сепаратистам. В результате этой войны Южная Осетия и Абхазия в очередной раз объявили о своей независимости, которая была оперативно признана Россией, а чуть позднее Никарагуа. После этого Грузия вышла из состава СНГ и разорвала дипломатические отношения с Россией.
Правление Саакашвили было ознаменовано многочисленными шпионскими скандалами и попытками государственного переворота, как реальными, так и, как сообщали грузинские власти, предотвращенными на ранних стадиях. Ныне грузинская оппозиция (среди ее лидеров и Нино Бурджанадзе) активно добивается отставки Саакашвили.
Грузия- НАТО
Первые попытки наладить отношения с НАТО и в перспективе стать участником этого военно-политического союза Грузия предприняла в начале 1990-х. Первый президент республики - Гамсахурдиа - выступал против вступления Грузии в любые международные структуры. Одной из его геополитических идей было формирование некоей общекавказской федерации на основе Грузии, Армении и Азербайджана. По мысли Гамсахурдиа, только в этом случае интересы жителей этого региона не будут ущемляться более мощными международными игроками.
Плавное сближение Грузии и НАТО началось в 1992 году после свержения Гамсахурдиа. Тогда республика присоединилась к вновь образованному Североатлантическому Совету Сотрудничества (с 1997 года называется Совет Евроатлантического партнерства) - механизму,обеспечивающему основу для консультаций по различным проблемам между НАТО и государствами-партнёрами.
Далее процесс пошел достаточно быстрыми темпами, особенно после того, как стали ухудшаться отношения Грузии и России. Именно тогда Грузия впервые объявила о намерении войти в состав Европейского Союза и Североатлантического Альянса. В 1994 году Грузия стала членом Партнерства во имя мира - программы, которая призвана налаживать сотрудничество в области безопасности между Альянсом и другими государствами. В 1999 году Грузия впервые предоставила свои войска для проведения операции под эгидой НАТО - она направила миротворцев в Косово (позднее грузинские военные появились в Афганистане и Ираке). В 2001 году на территории Грузии впервые прошли учения в рамках Партнерства во имя мира. Год спустя Грузия впервые заявила о своем намерении вступить в НАТО.
Президент Михаил Саакашвили назвал членство в НАТО одной из главных внешнеполитических задач Грузии. В 2005 году Грузия стала первой страной, которая присоединилась к программе индивидуального плана действий партнерства НАТО. В рамках этого плана проводится модернизация вооруженных сил, поддержка демократических институтов, в частности, установление гражданского контроля над вооруженными силами, и иные действия, которые подготавливают те или иные государства к вступлению в состав Альянса. Тогда же Грузия открыла свой информационный центр в Брюсселе и разрешила транзит через свою территорию военных грузов НАТО, которые направлялись в Афганистан.
В 2006 году парламент Грузии единогласно проголосовал за принятие закона об интеграции республики в НАТО. В начале 2008 года в Грузии был проведен референдум на эту тему - 77% проголосовавших высказались за присоединение к Альянсу.
В апреле 2008 году на саммите НАТО в Бухаресте странами-участницами было принято решение о том, что Грузия обязательно станет членом Альянса. В 2009 году была создана Комиссия Грузия-НАТО, которая призвана наблюдать за процессом подготовки республики к вступлению в НАТО. 4 апреля главы государств, входящих в состав НАТО, опубликовали совместную декларацию, в которой пообещали, что в будущем Грузия станет членом блока, правда конкретные сроки указаны не были.
Россия-НАТО
Отношения России с НАТО на протяжении почти двух десятилетий остаются одними из основных проблем во внешней политике России. Для России – НАТО одновременно является символом Холодной войны, потенциальным агрессором и своеобразным элитным клубом государств Запада, с которым Москва пытается строить особые отношения. В любом случае, для России Альянс до сих пор не является полноценным партнером. Показательно, что Москва считает экспансию НАТО проявлением империалистической политики США и их союзников, в то время, как Брюссель, Вашингтон, Лондон и прочие склонны называть негативную реакцию Москвы на расширение Альянса проявлением империалистической политики России.
Отношения России с НАТО всегда сопровождались кризисами. Сперва расширение НАТО на восток вызвало возмущение России. Прием в члены Альянса сначала бывших социалистических государств Восточной Европы (1997 и 2004), а впоследствии - стран Балтии (2004) также вызвало негативную реакцию со стороны России.
В тоже время, в 1995 году российские войска приняли участие в миротворческой операции под эгидой НАТО в Боснии-Герцеговине. Прием Чехии, Польши и Венгрии в состав НАТО в 1997 году был сопровожден созданием Совместного Постоянного Совета Россия-НАТО. Следующий кризис в отношениях произошел в 1999 году, когда НАТО, несмотря на возмущение России, провело операцию в Косово.
Шанс улучшить отношения появился после терактов 11 сентября 2001 года в США, когда и НАТО, и Россия осознали, что имеют общего врага - международный терроризм. Кроме этого, Россия и Альянс традиционно пытаются сотрудничать и по иным направлениям - например, в деле борьбы с распространением оружия массового уничтожения. Вновь возникшее сотрудничество ознаменовалось созданием нового органа – Совета Россия-НАТО – и даже проведением совместных учений.
Однако, примерно в начале 2007 года, после того, как появилась возможность принятия в состав НАТО Украины и Грузии, отношения Москвы и Брюсселя вновь стали осложняться. Негатива добавили планы США по размещению систем противоракетной обороны в Восточной Европе и перспектива создания американских военных баз в Болгарии и Румынии.
В августе 2007 года отношения России и НАТО полностью прервались, что стало одним из результатов войны в Южной Осетии. Некоторое потепление наметилось в начале 2009 года, однако и оно оказалось недолговечным.
Тени процесса
Сохраняется вероятность того, что Грузия в обозримом будущем не войдет в состав НАТО. Для этого есть ряд юридических и ряд политических причин. Согласно Хартии НАТО, членом Альянса может стать только европейское государство (за исключением США и Канады). Общеизвестно, что Грузия находится в Европе, однако трактовка понятия европейское государство может быть крайне широкой, в том числе и такой, которая не допустит присоединения Грузии. Серьезнейшим препятствием является проблема Абхазии и Южной Осетии, поскольку согласно Хартии НАТО, членом блока не может стать страна, имеющая неурегулированные территориальные проблемы. Негативное влияние на решение Альянса может оказать и очевидная слабость демократических институтов Грузии и нестабильность грузинского государства как такового, и попытка военного переворота, предпринятая недавно, лишний раз свидетельствует об этом.
Важно заметить, что внутри самого НАТО идут дискуссии о том, стоит или не стоит продолжать прием новых членов, а если стоит - то когда и где следует остановиться. Остаются не до конца определенными и задачи, которые призван решать самый мощный военно-политический союз современности. В последние годы НАТО проводило миротворческие и гуманитарные миссии, боролось с терроризмом, помогало жертвам стихийных бедствий, то есть решало огромное количество задач, большей частью вдали от Европы и Северной Америки – в Афганистане, Ираке и Юго-Восточной Азии.
Основные аргументы за дальнейшее (возможно - включающее Грузию) расширение НАТО таковы: во-первых, Альянс обязан меняться и модифицироваться, поскольку изменяются угрозы безопасности и дислокация горячих точек ; во-вторых, расширение НАТО повышает стабильность в Европе и во всем мире; в-третьих, расширение Альянса уменьшает финансовую и иную нагрузки на государства-члены НАТО.
Аргументы против расширения НАТО также достаточно серьезны. Во-первых, распространение Альянса неизбежно приводит к его бюрократизации и уменьшает эффективность его действий; во-вторых, новые рекруты потенциально не способны усилить НАТО. Очевидно, например, что военно-экономический потенциал Грузии несопоставим с аналогичным потенциалом Германии; в-третьих, расширение НАТО провоцирует международную напряженность, осложняя отношения с Россией.
|