Совет сотрудничества арабских государств ПерсидскоСовет сотрудничества арабских государств Персидского залива – региональная организация, объединяющая 6 ... |
Россия – НАТО: работа над ошибкамиРешение России ввести мораторий на ДОВСЕ в полной мере соответствует тр... |
Доклад о состоянии здравоохранения в миреВпервые опубликованный в 1995 году, Доклад о состоянии здравоохранения в ... |
Содружество демократического выбораСодружество демократического выбора (СДВ) (англ. Community of democratic choice) — «с... |
Уровень концентрации банков СНГ на крупных клиен24 декабря. FINMARKET.RU - Уровень концентрации банков России и других ст... |
Наблюдатели СНГ готовятся к трудностям на украинКИЕВ, 24 декабря. Миссия наблюдателей на президентских выборах на Украине от... |
Как отразится на деятельности СНГ выход из его сНа этот вопрос специально корреспонденту KM.RU Веронике Новиковой ответили: Александр Шатилов, за... |
Председателем Большой восьмерки с 1 января 2010г.Председателем Большой восьмерки (G8) индустриально развитых стран с 1 января 2010г. станет Канада. По... |
Папа Римский доволен итогами саммита G8 в АквилеПапа Римский Бенедикт Шестнадцатый удовлетворен итогами саммита большой восьмерки , состоявшегося 8-10 июля в ит... |
Идея Медведева не прошла в НАТОПервая с окончания войны с Грузией официальная встреча в рамках Со... |
НАТО отвергает идею России о новом пакте безопасНАТО не поддержал планы президента России Дмитрия Медведева о разработке но... |
Как премьер-министр сопротивляется идее вступлен14 сентября 2006 года Виктор Янукович принял участие в X за... |
Всемирная организация интеллектуальной собственности |
Международные организации - Всемирная организация интеллектуальной собственности |
Всеми рная организа ция интеллектуа льной со бственности, ВОИС (англ. World Intellectual Property Organization, WIPO) — международная организация, занимающаяся администрированием ряда ключевых международных конвенций в области интеллектуальной собственности, в первую очередь Бернской Конвенции об охране литературных и художественных произведений и Парижской Конвенции об охране промышленной собственности. С 1974 года также выполняет функции специализированного учреждения Организации Объединенных Наций по вопросам творчества и интеллектуальной собственности. Представительность В настоящее время членами ВОИС являются 184 государства или более 90 % стран мира, на заседаниях организации статус наблюдателя имеют около 250 НПО и МПО. Секретариат ВОИС или Международное бюро расположен в Женеве и имеет штатных сотрудников, представляющих более 90 стран. Генеральным директором организации с 1 октября 2008 г. является Фрэнсис Гарри (англ. Francis Gurry). История ВОИС является старейшей международной организацией в области охраны интеллектуальной собственности. Фактически она образовалась в 1893 г. на дипломатической конференции, когда два бюро, выполнявшие административные функции Парижской (по охране промышленной собственности) и Бернской (об охране литературных и художественных произведений) конвенций, объединились в одно учреждение под названием БИРПИ (Объединенные международные бюро по охране интеллектуальной собственности). Государства-члены хотели добиться для БИРПИ статуса полноправной межправительственной организации. Поэтому в 1967 г. в Стокгольме была подписана Конвенция, учреждающая ВОИС. Штаб-квартира ВОИС расположилась в Женеве (Швейцария). Эта новая организация заменила собой БИРПИ. В 1974 г. ВОИС стала специализированным учреждением ООН. Согласно договору между ООН и ВОИС, ВОИС отвечает за проведение необходимых действий в соответствии с заключенными соглашениями и договорами в целях поощрения творчества и содействия защите интеллектуальной собственности во всем мире путем кооперации между государствами. Сфера деятельности Уставные задачи ВОИС Стокгольмская конвенция 1967 г. (ст. 3) определяет следующие цели организации: Таким образом, деятельность ВОИС посвящена развитию сбалансированной и доступной международной системы, обеспечивающей вознаграждение за творческую деятельность, стимулирующей инновации и вносящей вклад в экономическое развитие при соблюдении интересов общества. Для достижения поставленных целей были разработаны следующие основные функции организации (ст. 4 Конвенции 1967 г.): Административные функции Первоначальная и важнейшая функция ВОИС - администрирование многосторонних международных конвенций, включающее в себя хранение текстов договоров, официальных их переводов, дополнительных договоров, заявлений государств о вступлении, разрешение конфликтов, обеспечение процедуры пересмотра договоров, выполнение регистрационных функций для договоров, предусматривающих международную регистрацию объектов интеллектуальной собственности. На данный момент ВОИС осуществляет администрирование следующих договоров: Регистрационная деятельность ВОИС включает прямые услуги заявителям по: Деятельность ВОИС в области сотрудничества по административным вопросам интеллектуальной собственности сосредоточена на: Программная деятельность Важное место в работе ВОИС занимает т. н. программная деятельность: обеспечение широкого признания существующих договоров, их обновление, создание новых договоров, организация сотрудничества в целях развития. Одним из аспектов программной деятельности ВОИС является сотрудничество в целях развития, в том числе оказание помощи тем странам, которые в ней нуждаются. ВОИС помогает им реформировать национальные законодательства, реализует образовательные программы, нацеленные на раскрытие потенциала интеллектуальной собственности, способствует компьютеризации и использованию этими странами новейших технологий в сфере интеллектуальной собственности, оказывает поддержку (в том числе финансовую) для облегчения участия отдельных стран в своих мероприятиях. Образовательная деятельность С 1998 г. Всемирная Академия ВОИС занимается подготовкой людских ресурсов в области охраны интеллектуальной собственности. При ней существует Центр дистанционного обучения, который позволяет получать знания через интернет. Определенный интерес представляет также проект по созданию WIPOnet — глобальной сети интеллектуальной собственности, связывающей деловые процессы национальных ведомств в режиме он-лайн. Перспективным направлением деятельности ВОИС является и урегулирование коммерческих споров, связанных с интеллектуальной собственностью. С 1994 г. работает Центр по арбитражу и посредничеству ВОИС, который оказывает помощь в их разрешении. В последние годы внутри ВОИС происходит комплексный процесс перестройки, частью которого являются пересмотренные и расширенные стратегические цели организации. Обновленные цели, по мнению руководства организации, помогут ВОИС более эффективно выполнять свой мандат с учетом быстро меняющейся внешней конъюнктуры и настоятельной потребности решения задач в области интеллектуальной собственности в XXI веке. Девять стратегических целей, поставленных в пересмотренных Программе и бюджете на 2008—2009 гг., включают: Споры по доменным именам Структура Все решения, регулирующие стратегическую направленность и деятельность ВОИС, принимаются государствами-членами. Секретариат ВОИС в течение всего года координирует официальные и неофициальные заседания органов государств-членов. Ниже перечисляются главные комитеты и директивные органы ВОИС. Руководящие органы Стокгольмская конвенция 1967 г. (ст. 6-9) учредила следующие высшие директивные органы ВОИС: 1. Генеральная Ассамблея ВОИС: Генеральная Ассамблея состоит из государств — сторон Конвенции, учреждающей ВОИС, которые являются членами какого-либо из Союзов. 2. Конференция ВОИС: Конференция состоит из государств — сторон Конвенции, учреждающей ВОИС, независимо от того, являются они членами какого-либо из Союзов или не являются. 3. Координационный комитет: Координационный комитет состоит из государств — сторон Конвенции, учреждающей ВОИС, которые являются членами Исполнительного комитета Парижского союза, или Исполнительного комитета Бернского союза, или обоих этих Исполнительных комитетов. 4. Международное бюро Международное бюро является Секретариатом Организации и возглавляется Генеральным Директором, который имеет двух или более заместителей. Генеральный Директор назначается на определенный срок продолжительностью не менее 6 лет. Он может назначаться вновь на определенные сроки. Сроки первоначального назначения и возможных последующих назначений, а также все другие условия назначения определяются Генеральной Ассамблеей. Генеральный Директор является главным должностным лицом Организации и ее представителем. Он отчитывается перед Генеральной Ассамблеей и выполняет ее директивы, касающиеся внутренних и внешних дел Организации. Характер обязанностей Генерального Директора и персонала Международного бюро является исключительно международным. При исполнении своих обязанностей они не должны запрашивать или получать инструкции от какого бы то ни было правительства или власти за пределами Организации. Они должны воздерживаться от любого действия, которое могло бы поставить под сомнение их положение как международных должностных лиц. Каждое государство — член ВОИС, в свою очередь, обязуется уважать исключительно международный характер обязанностей Генерального Директора и персонала и не пытаться влиять на них при исполнении ими своих обязанностей. Генеральная Ассамблея, Конференция и Координационный совет являются высшими директивными органами ВОИС. Каждые два года они встречаются в сентябре/октябре в Женеве в формате очередной сессии и каждый год в формате внеочередной сессии. Постоянно действующие комитеты В ВОИС существуют специальные комитеты экспертов. Эти постоянные комитеты учреждаются решением Генеральной Ассамблеи с определенной целью, то есть для определения целесообразности разработки новых договорных положений. Так, например, на данный момент функционируют следующие комитеты: Постоянный комитет по патентному праву (англ. Standing Committee on the Law of Patents — SCP). Постоянный комитет по законодательству в области товарных знаков, промышленных образцов и географических указаний (англ. Standing Committee on the Law of Trademarks, Industrial Designs and Geographical Indications — SCT). Постоянный комитет по авторскому праву и смежным правам (англ. Standing Committee on Copyright and Related Rights — SCCR). Постоянный комитет по информационным технологиям (англ. Standing Committee on Information Technologies — SCIT).Когда Постоянный комитет установит, что достигнут достаточный прогресс в целях дальнейшего продвижения к принятию договора, Генеральная Ассамблея может принять решение о созыве Дипломатической конференции (англ. Diplomatic Conference). Эта встреча государств-членов на высшем уровне, созываемая исключительно с целью завершения переговоров о заключении нового договора (например «Дипломатическая конференция по принятию пересмотренного договора о законах по товарным знакам»). Долговременные комитеты Многочисленные договоры, учреждающие международные классификации (такие, как Локарнское, Ниццкое, Страсбургское и Венское соглашения) в свою очередь учреждают постоянные Комитеты экспертов с мандатом на периодический пересмотр и модернизацию систем классификации. При этом любой Руководящий орган ВОИС при необходимости может учреждать комитеты. Например: Комитет по программе и бюджету (англ. Program and Budget Committee). Постоянный комитет по интеллектуальной собственности и развитию (англ. Committee on Development and Intellectual Property — CDIP). Межправительственный комитет по интеллектуальной собственности, генетическим ресурсам, традиционным знаниям и фольклору (англ. Intergovernmental Committee on Intellectual Property and Genetic Resources, Traditional Knowledge and Folklore — IGC). Консультативный комитет по защите прав (англ. Advisory Committee on Enforcement — ACE).Рабочие группы Руководящие органы, Постоянные комитеты или другие органы ВОИС могут принимать решение о создании рабочей группы для подробного рассмотрения конкретных вопросов. При этом конечной целью таких групп является разработка комплекса документов и рекомендаций по поставленному вопросу. Зачастую Рабочие группы создаются для подробного изучения и вынесения дальнейших рекомендаций относительно существующих международных договоров в области интеллектуальной собственности (например, Рабочая группа по договору о патентной кооперации). Критика ВОИС и ВТО В целом, ВОИС в значительной степени отражает интересы развивающихся стран — импортеров интеллектуальной собственности. Это связано с тем, что они образуют большинство в руководящих органах Организации. Данная ситуация вызывает раздражение у развитых стран, которые являются основными экспортерами интеллектуальной собственности. Все это привело к активизации деятельности иных организаций, занимающихся вопросами интеллектуальной собственности. В 1980-х Соединенные Штаты Америки и другие развитые страны перенесли всю организационную практику, связанную с вопросами интеллектуальной собственности (в частности, с коммерциализацией интеллектуальной собственности), из ВОИС во Всемирную Торговую Организацию (ВТО), в рамках которой в 1994 г. было разработано «Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности» (ТРИПС). Однако конкуренции между двумя организациями как таковой не получилось: ТРИПС основывается на договорах, административные функции которых выполняет ВОИС. Более того, существует Соглашение между ВОИС и ВТО, которое предусматривает сотрудничество этих организаций в реализации основных положений и принципов ТРИПС. Программа Развития Согласно договору между ООН и ВОИС (ст. 1) в сферу ответственности последней входит: …принятие соответствующих мер… по содействию, среди прочего, творческой интеллектуальной деятельности и облегчению передачи развивающимся странам технологии, относящейся к промышленной собственности, в целях ускорения экономического, социального и культурного развития… …taking appropriate action in accordance with its basic instrument, treaties and agreements administered by it, inter alia, for promoting creative intellectual activity and for facilitating the transfer of technology related to industrial property to the developing countries in order to accelerate economic, social and cultural development… Таким образом, все перечисленные функции, если их понимать буквально, находятся довольно-таки далеко от нормальной деятельности ВОИС, ее средств и кадров. В течение ряда лет это статья интерпретировалась ВОИС как дипломатически сформулированная санкция заниматься своей прежней деятельностью, но уже от имени Организации объединенных наций. В 2002 г. ряд общественных организаций и, в первую очередь, ООН развернули кампанию, требуя от ВОИС предпринимать конкретные шаги по помощи развивающимся странам, а также большей «прозрачности» организации и предоставления гражданскому обществу и защищающим интересы потребителей неправительственным организациям доступа к деятельности ВОИС. Результатом стало принятие ВОИС в 2004 г. году «программы развития» (англ. Development Agenda). А на Генеральной Ассамблее 2007 г. государства-члены ВОИС приняли 45 рекомендаций к этой программе, внесенных Временным комитетом по предложениям в связи с повесткой дня ВОИС в области развития (ВКПДР). |
Читайте: |
---|