Организации:

СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (СНГ)

News image

СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (СНГ), сообщество бывших республик Союза Советских Социалистических Ре...

Международный Комитет Красного Креста

News image

Международный Комитет Красного Креста (МККК) был основан почти полтора столетия на...

ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА

News image

ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА, ШОС – субрегиональная международная организация, в которую вх...

Программа работы ВОЗ

News image

ВОЗ действует в постоянно усложняющейся и быстро изменяющейся обстановке. Деятельность в ...

СНГ сегодня:

Уровень концентрации банков СНГ на крупных клиен

24 декабря. FINMARKET.RU - Уровень концентрации банков России и других ст...

Наблюдатели СНГ готовятся к трудностям на украин

КИЕВ, 24 декабря. Миссия наблюдателей на президентских выборах на Украине от...

Как отразится на деятельности СНГ выход из его с

На этот вопрос специально корреспонденту KM.RU Веронике Новиковой ответили: Александр Шатилов, за...

Новости G8:

Председателем Большой восьмерки с 1 января 2010г.

News image

Председателем Большой восьмерки (G8) индустриально развитых стран с 1 января 2010г. станет Канада. По...

Папа Римский доволен итогами саммита G8 в Аквиле

News image

Папа Римский Бенедикт Шестнадцатый удовлетворен итогами саммита большой восьмерки , состоявшегося 8-10 июля в ит...

Влияние НАТО:

Идея Медведева не прошла в НАТО

Первая с окончания войны с Грузией официальная встреча в рамках Со...

НАТО отвергает идею России о новом пакте безопас

НАТО не поддержал планы президента России Дмитрия Медведева о разработке но...

Как премьер-министр сопротивляется идее вступлен

14 сентября 2006 года Виктор Янукович принял участие в X за...


ВОЛЧИЙ ОСКАЛ ПОД ОВЕЧЬЕЙ ШКУРОЙ. НАТО - АНАХРОНИЗМ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
События - Влияние НАТО

10-я годовщина подписания Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора - повод внимательно проанализировать весь комплекс отношений между нашей страной и альянсом.

Репетиция торжеств прошла еще в мае 2006 г., когда по просторам России от Владивостока до Калининграда прокатилась волна мероприятий, посвященных голубиной деятельности НАТО. Послы, депутаты, эксперты перед вузовскими аудиториями распинались об исторической роли Североатлантического блока в поддержании глобального мира, в уничтожении коммунистической диктатуры, в борьбе с терроризмом, распространением наркотиков и оружия массового уничтожения. Ну и вообще со всем злом, что есть на белом свете.

Все это делалось для того, чтобы в нынешнем году отметить юбилей, да не один: к 10-летию подписания Основополагающего акта добавили еще и 5-ю годовщину основания Совета Россия-НАТО. И каковы же результаты 10-летнего тесного и плодотворного сотрудничества? Что задумывалось и что получилось? Начну по порядку.

Североатлантический альянс образован 4 апреля 1949 г. подписанием Вашингтонского договора. В его первоначальный состав входило 12 государств. Функции альянса провозглашались оборонительными, его нацеленность против СССР была очевидной, хотя Советский Союз не демонстрировал какой-либо агрессивности против стран Запада. Страна после войны поднималась из руин, какая уж тут агрессивность. Чего нельзя сказать об отцах-основателях блока НАТО. 12 марта 1947 г. на совещании высших военных и государственных чинов в Белом доме был сделан вывод о неизбежности столкновения Запада с Востоком. Военным была поставлена задача готовить план действий против СССР.

В 1948 г. Совет национальной безопасности США утвердил директиву №20/1, целью которой провозглашалось свержение советского коммунистического режима. То есть объявлялась холодная война с возможным перерастанием в горячую. В том же 1948 г. Вашингтон принял решение о размещении в Европе (Великобритания) стратегических бомбардировщиков Б-29 с ядерными бомбами на борту. Тогда же был заключен Брюссельский пакт, закрепивший право США защищать Европу.

На фоне всех этих событий юридическое оформление НАТО не было чем-то неожиданным. С самого начала альянс создавался как консолидированный под эгидой США инструмент геополитической борьбы на уничтожение СССР и установление американского глобального господства. Именно СССР (России), а не коммунистического режима. В той же упомянутой выше директиве СНБ №20/1 говорилось: Следует со всей силой подчеркнуть, что независимо от идеологической основы любого такого некоммунистического режима и независимо от того, в какой мере он будет готов на словах воздавать хвалу демократии и либерализму, мы должны добиваться осуществления наших целей: Другими словами, мы должны создавать автоматические гарантии, обеспечивающие, чтобы даже некоммунистический и номинально дружественный нам режим:

а) не имел большой военной мощи,
б) в экономическом отношении сильно зависел от внешнего мира,
в) не имел серьезной власти над главными национальными меньшинствами,
г) не установил ничего похожего на железный занавес .

Первый генсек альянса И. Лунс сразу же после создания блока, объясняя его предназначение, заявил: НАТО необходимо, чтобы держать Америку в Европе, Россию вне Европы, а Германию под Европой . И завершая исторический экскурс, отмечу, что уже к 1952 г. экономическая помощь Европе в рамках плана Маршалла на 80% представляла собой военные поставки. СССР же дважды обращался к правительствам США, Франции и Великобритании с предложением о своем вступлении в НАТО с целью создания системы международной коллективной безопасности, но оба раза получал отказ.

А теперь вернемся к современному этапу сотрудничества между Россией и НАТО и к юбилейным торжествам. Предложения по подготовке и подписанию Основополагающего акта, 10-летие которого решено отметить так торжественно, возникли одновременно и со стороны натовцев, и со стороны наших либералов. Породили их планы расширения альянса, а их инициаторов заставило торопиться нарастающее неприятие российской общественностью этих планов. Назревали конфронтация и возможное изменение податливого во всех аспектах поведения России. Мог затормозиться процесс перманентных военных реформ, планомерно разрушающих Российскую армию.

Б.Н. Ельцин в конце 1996 г. принял решение о подготовке соглашения с НАТО. Российскую делегацию на переговорах возглавлял Е.М. Примаков. Автор этих строк представлял в ней Минобороны РФ. Была создана сильная команда военных специалистов и дипломатов.

В марте 1997 г. стороны обменялись проектами. Российская делегация представила полномасштабный проект договора, сутью которого являлось строительство в Европе системы коллективной военной безопасности, сокращение военной деятельности, направленной против друг друга, замораживание процесса развития военной инфраструктуры в странах бывшего Варшавского договора, отказ от их приема в состав НАТО. Закладывались также принципы отказа от применения силы и угрозы ее применения, совместных решений и действий по поддержанию мира, консервация мест хранения и дислокации ядерного оружия и т.д. ДОВСЕ становился одним из важнейших элементов этого процесса и подлежал адаптации.

Натовская сторона предъявила проект пустой декларации о намерениях с призывами сотрудничать во имя мира и благополучия народов и т.д. В результате жесткой позиции российской делегации наш проект был принят за основу. Не удалось дожать натовцев по вопросам нерасширения блока и неразмещения ядерного оружия на территории новых членов альянса. По последнему вопросу стороны изложили собственное понимание: натовцы прописали, что у них нет причин и намерений в таком размещении, мы высказали надежду, что НАТО не будет никогда этого делать.

Были компромиссы и различные толкования по ряду других моментов. Но в целом Основополагающий акт, подписанный 27 мая 1997 г. в Париже главами государств или правительств стран НАТО и президентом РФ, предполагает три уровня отношений в военно-политической сфере:

- взаимные консультации,
- совместные решения,
- совместные действия.

Есть в акте и положения (пусть и несколько размытые) о том, что стороны не будут предпринимать действий, касающихся евробезопасности, без взаимных консультаций и согласований. Однако, увы! Вот что говорил министр иностранных дел С.В. Лавров в канун юбилея: Мы ценим формат Совета Россия-НАТО (а это главный орган организации сотрудничества, он включает Совет министров иностранных дел и Совет министров обороны. - Прим. Л.И.), который позволяет обсуждать и лучше понимать друг друга . Вот и все.

Вспоминаю такого рода обсуждения. На вопрос, зачем натовцы перемещают датско-германский корпус на территорию Польши, к границам России и Белоруссии, следовал ответ: НАТО несет мир и демократию. На вопрос, зачем они принимают в альянс бывшие советские республики, столь же содержательный ответ: это, мол, демократический выбор независимых государств. И все в таком же духе. А далее, в марте 1999 г., не только без согласования (его не могло быть в принципе) и уведомления, но и вопреки позиции России натовцы принесли ракетно-бомбовую демократию сербам. Сегодня с точностью до наоборот они выполняют резолюцию СБ ООН №1244 по Косово, в которой были четко прописаны территориальная целостность СРЮ и вхождение Косово в состав Сербии, а именно - признают независимость края. Откровенно плюют на озабоченность российской власти втягиванием Украины и Грузии в НАТО, твердя, что это во благо России. И антиракеты, и радары на территории членов альянса - это, оказывается, тоже благо для России, но никак не угроза.

Вот он, сухой остаток партнерских отношений. Разве это сотрудничество? Это - улица с односторонним движением, где альянс под водительством США все десять лет активно и последовательно реализует планы военного усиления, занимает стратегически выгодные плацдармы по отношению к России, отсекает от нее союзников и по периметру ее границ формирует сеть враждебных государств, накрывает наш ракетно-ядерный потенциал мощным противоракетным колпаком. И что, по этому поводу устраивать торжества? Реального сотрудничества не было и нет. Есть повсеместный геополитический и стратегический отход (отступление) России в глубь своей территории. Как в июне 1941 г., с одним отличием: тогда наши войска отбивались, проводили контрнаступления, держали Брестскую крепость. А сейчас и твердое разумное слово боимся сказать.

Замминистра иностранных дел А.В. Грушко так мягко стелет дорожку к юбилею для генсека НАТО Я. де Хоопа Схеффера, что от умиления слеза набегает: он удовлетворен открытым разговором , состоявшимся на российско-натовской конференции в Санкт-Петербурге, есть понимание того, что нас объединяет необходимость взаимодействия перед лицом новых угроз . Вопрос: зачем же так расшаркиваться перед голландцем Схеффером? Ведь от него в НАТО ничего реально не зависит, он поставлен американцами выполнять их волю и быть тем попугайчиком, который способен лишь заученно повторять: За 10 лет Россия и НАТО достигли больших успехов или Американская ПРО в Европе не угрожает России и всякое такое. То же самое твердили в свое время и испанец Х. Солана, и шотландец Дж. Робертсон по поводу расширения блока, бомбардировок сербов, создания военных баз у границ России. Они говорящие головы и не более того. Решения принимаются в другом месте и другими людьми. Организаторы выполнения этих решений тоже другие люди. Поговорим о них.

Высшим политическим органом НАТО является Североатлантический совет (Совет НАТО), в состав которого входят полномочные представители стран-участниц в ранге послов. Но это далеко не натовская власть, а скорее орган по исполнению политических решений, принятых за океаном теми, кто провоцирует и направляет процессы мирового развития в нужном направлении. Конечно, не на посольском уровне принималась Новая стратегическая концепция НАТО в апреле 1999 г., распространившая зону ответственности на всю планету и позволяющая действовать в обход СБ ООН. Или решение об уничтожении Югославии.

Высший военно-политический орган НАТО - Комитет военного планирования, тоже состоящий из послов всех стран-членов блока. Он также транслирует решения, принятые наверху , и перекладывает их в конкретные планы, программы, действия.

Высшим военным органом является Военный комитет, состоящий из начальников генеральных штабов стран-участниц. Это серьезный орган. В своем подчинении он имеет командования двух зон: Европы и Атлантики, сотни кораблей, тысячи боевых самолетов, десятки тысяч танков, бронемашин, артиллерийских и ракетных систем. И занимается он отнюдь не поимкой Бен Ладена или выявлением наркотрафика. Верховное главнокомандование в Европе, возглавляемое неизменно американским генералом, всегда занималось планированием военно-стратегических операций против СССР, поддержанием постоянной боевой готовности сил и средств, управлением войсками и силами в мирное и военное время. Вряд ли после крушения СССР эти функции для него изменились, изменилось лишь название страны.

Кстати, при всей миротворческой и антитеррористической риторике 85% мероприятий, организуемых главным командованием Объединенных вооруженных сил (ОВС) НАТО в Европе, по имеющейся информации, нацелены на проведение первых (наступательных) операций, завоевание господства в воздухе и на море, нейтрализацию военно-промышленного потенциала противника и принуждение его к капитуляции. Конечно, это не про Албанию и не про Аль-Каиду . В последние годы в деятельности двух вышеназванных объединенных командований появилась новая тематика: обеспечение стабильности в обеспечении стран Запада энергоресурсами.

И наконец, в состав основных органов НАТО входит группа ядерного планирования, которую представляют на максимально засекреченных заседаниях только министры обороны государств альянса (кроме Исландии). О чем идет речь на этих заседаниях, можно только догадываться.

Так что заявление Я. де Хоопа Схеффера в Москве 26 июня с.г. о том, что за последние 10 лет сотрудничества Россия и НАТО достигли больших успехов, в частности в области совместных программ по борьбе с наркотрафиком в Афганистане , венчает пирамиду пустословия, лжи и лакировки истинных причин, планов и намерений глобального инструмента мировых сил и Вашингтона, коим является Североатлантический альянс. НАТО действительно достигло больших успехов, Россия, оказавшись в плену иллюзий, серьезно поступилась своей безопасностью, утратила потенциал сдерживания реального агрессора с помощью обычных средств. Надежда на адаптированный ДОВСЕ как средство правового сдерживания агрессора также провалилась. Натовцы, подписав договор, тут же его проигнорировали, создав очередную иллюзию для политиков в России.

Не хотелось бы заканчивать статью на пессимистической ноте. Потому отмечу некоторые позитивные тенденции.

Первое. Имперское искушение США и некоторых их союзников на обеспечение состояния абсолютной безопасности оказалось нереальным. Били натовцев сербы, бьют иракцы и афганцы. Да и русские драться за свое Отечество не разучились.

Второе - то, что называют имперским перегревом. Даже у США с их триллионным бюджетом безопасности не хватает ресурсов (материальных) для установления полного контроля ни в одном регионе мира. Даже в подчиненной им Европе. О духовно-цивилизационном превосходстве и говорить не приходится.

Третье. Американский геополитический потенциал убывает с каждым днем, в то время, как потенциал других цивилизаций (Россия, Китай, Индия, Латинская Америка, исламский мир) только возрастает. И если Россия перейдет на другой тон в разговоре с американцами, тон равноправия и международно-признанных норм, и вместо мидовского пустословия предпримет программу обеспечения безопасности от реальных, а не виртуальных угроз, мир перестанет быть однополюсным. И НАТО тому не препятствие, это - анахронизм современности, шагающий не в ногу с тенденциями развития человеческой цивилизации.

Леонид ИВАШОВ
президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник Военно-промышленный курьер

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить