Кратко об ООНЧисло государств — членов ООН составляет 192. Дата создания ООН: 24 ок... |
Руанду приняли в Британское Содружество нацийРуанда вошла в Commonwealth Руанда официально включена в состав Содружества наций, сооб... |
Inmarsat (International Mobile Satellite OrganizatСистема Inmarsat создана в 1979 г. для обеспечения связью морских судо... |
Всемирный фонд дикой природы (WWF)Всемирный фонд дикой природы (WWF) – одна из крупнейших в ми... |
Уровень концентрации банков СНГ на крупных клиен24 декабря. FINMARKET.RU - Уровень концентрации банков России и других ст... |
Наблюдатели СНГ готовятся к трудностям на украинКИЕВ, 24 декабря. Миссия наблюдателей на президентских выборах на Украине от... |
Как отразится на деятельности СНГ выход из его сНа этот вопрос специально корреспонденту KM.RU Веронике Новиковой ответили: Александр Шатилов, за... |
Председателем Большой восьмерки с 1 января 2010г.Председателем Большой восьмерки (G8) индустриально развитых стран с 1 января 2010г. станет Канада. По... |
Папа Римский доволен итогами саммита G8 в АквилеПапа Римский Бенедикт Шестнадцатый удовлетворен итогами саммита большой восьмерки , состоявшегося 8-10 июля в ит... |
Идея Медведева не прошла в НАТОПервая с окончания войны с Грузией официальная встреча в рамках Со... |
НАТО отвергает идею России о новом пакте безопасНАТО не поддержал планы президента России Дмитрия Медведева о разработке но... |
Как премьер-министр сопротивляется идее вступлен14 сентября 2006 года Виктор Янукович принял участие в X за... |
Явная связка политики и бизнеса сегодня кажется уже достаточно странной |
Международные отношения - Междуранордные отношения |
Состоявшаяся в последней декаде сентября в Москве встреча глав правительств стран – участников ЕврАзЭС по всем ожиданиям должна была стать дополнительным стимулом для освоения российским бизнесом новых рубежей на просторах стран СНГ и дальнего зарубежья. Государственные информагентства сообщили о том, что вдохновившиеся приветствием президента РФ премьер-министры России, Казахстана, Белоруссии, Киргизии и Таджикистана обсудили в рамках международного конгресса «ЕврАзЭС – деловой мир» меры по увеличению взаимных инвестиций, развитию межгосударственной торговли и углублению экономической интеграции стран, входящих в ЕврАзЭС. При этом, по вполне понятным причинам, огласке не были преданы бурные дискуссии в кулуарах форума. Предметом споров среди участников в первую очередь стали именно формы налаживания экономического партнерства между странами. Звучала откровенная обеспокоенность тем, что зачастую со стороны российских партнеров интеграция осуществляется не по общепринятым цивилизованным методам, а по «серым» схемам, характерным для конца минувшего века, основанным на использовании административного ресурса, кулуарных договоренностях и неформальных обязательствах. На днях независимое информационное агентство Regions.Ru в качестве весьма показательного примера рассмотрело ситуацию вокруг Таджикского алюминиевого завода, борьбу за который ведут сегодня крупнейшие российские холдинги – РУСАЛ и СУАЛ. Сегодня Таджикский алюминиевый завод (ТадАЗ) находится в стопроцентной государственной собственности. Продажа предприятия включена правительством Таджикистана в приватизационный план до 2007 года и должна пройти по сценарию, который будет утвержден в течение ближайшего года. При этом компания «Русский Алюминий» никогда не скрывала своих намерений принять участие в предстоящих торгах. Мало того, компания получила возможность опробовать на практике элементы перспективной схемы по созданию на базе Таджикского алюминиевого завода транснационального холдинга, осуществляя поставки сырья на ТадАз. Но в итоге долгосрочные планы РУСАЛа по закреплению на ТадАЗе неожиданно оказались под угрозой срыва. Неожиданно в борьбу за предприятие решил вмешаться извечный конкурент холдинга – контролируемая небезызвестным олигархом Виктором Вексельбергом компания СУАЛ. В роли своеобразной «силы» был привлечен губернатор Свердловской области Эдуард Россель, известный своей давней дружбой с собирателем яиц Фаберже. В начале сентября губернатор провел незапланированную встречу с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоновым, на которой главным вопросом стали поставки сырья на ТадАЗ с подконтрольных СУАЛу уральских предприятий и участие СУАЛа в приватизации завода. Разумеется, таджикские власти заинтересованы в том, чтобы предстоящая продажа ТадАЗа проходила с максимальной выгодой для государственной казны, и участие СУАЛа должно только подстегнуть интерес РУСАЛа к предприятию и заметно повысить общую «цену вопроса». Немудрено, что принципиальная договоренность между Росселем и Рахмоновым была достигнута достаточно быстро, другой вопрос – насколько она выгодна в целом для российского бизнеса. По мнению аналитиков агентства Regions.Ru, Виктор Вексельберг не упустил случая «уколоть» своего извечного конкурента и выбрал для этого наименее трудозатратную схему. На протяжении почти пяти лет он пассивно наблюдал за тем, как РУСАЛ аккуратно и педантично выстраивал взаимоотношения с ТадАЗом. При этом более раннее вмешательство влекло бы за собой серьезные финансовые вложения и предполагало создание конкурентной долгосрочной стратегии по серьезному экономическому взаимодействию того же СУАЛа с Таджикским алюминиевым заводом. Но в итоге для достижения желаемого результата олигарху оказалось достаточно в нужный момент использовать специально приберегаемый административный ресурс. Именно поэтому Эдуард Россель оказался единственным, чей интерес в данной ситуации нельзя было бы объяснить однозначно. Фактически государственный чиновник оказал хорошую услугу дружественному ему олигарху. И не секрет, что уральские алюминщики всегда демонстрировали полную лояльность по отношению к своему губернатору. Столь явная связка политики и бизнеса, ранее считавшаяся в порядке вещей, сегодня уже кажется достаточно странной. И потому хотелось бы поподробнее остановиться на ее истоках и главное – перспективах. Прежде всего: кто в данном союзе является «ведущим», а кто – «ведомым»? До последнего времени считалось, что сильной стороной в этом партнерстве является Виктор Вексельберг. Принадлежащие ему предприятия СУАЛа долгое время обеспечивали экономическую стабильность региона и помимо всего прочего активно участвовали в формировании комфортного для Росселя политического климата в Свердловской области. Иными словами, губернатор был фактически вынужден оказывать содействие Виктору Вексельбергу в обмен на сохранение своеобразного «статус-кво». Однако провозглашенная президентом России реформа региональной исполнительной власти дала Эдуарду Росселю повод для того, чтобы претендовать на роль «ведущего» во взаимоотношениях с алюминщиками. Действительно, переход к выборам губернаторов законодательными собраниями регионов по представлению президента сделает свердловского губернатора достаточно независимым от местного бизнеса. Уже сейчас, как свидетельствуют местные источники, региональный начальник действует, словно ему удастся сохранить за собой место в рамках новой схемы. При этом неизвестно, какие именно основания скрываются за такой уверенностью. Тем временем, как утверждают источники в федеральных структурах, у сырьевого олигарха могли бы возникнуть определенные проблемы на федеральном уровне. По иронии судьбы, недовольство им было вызвано уверенностью «счастливчика», что решать различного рода вопросы через губернаторский корпус оптимально без согласования с московским начальством. Промышленный гигант, возможно, весьма часто вмешивался в процессы, изначально координируемые из Москвы. Не в последнюю очередь, возможно, именно поэтому топ-менеджер гиганта одним из первых среди командиров «ельцинской выучки» решил продемонстрировать свою 100-процентную лояльность федеральной власти, попутно обязавшись устраниться от участия в политических процессах, тем самым оставив один на один с Центром большую часть «своих» губернаторов. В итоге мы видим, что в партнерстве провинциала и бизнесмена сегодня вовсе нет «сильных» сторон, да и само оно находится под большим вопросом. С одной стороны – предприниматель, явно озабоченный приумножением своего бизнеса в процессе предпродажной подготовки и ограниченный заключенными для этих целей «пакетными» соглашениями с властью. С другой – хозяин региона, «прославившийся» в глазах Центра регулярным участием в экзотических экономических проектах, неинтересных Центру, и при этом продолжающий без обиняков рассчитывать на продолжение самостоятельной государственной карьеры. Возвращаясь к показательной ситуации вокруг Таджикского алюминиевого завода и вообще к теме «старых» и «новых» методов выхода российских предприятий на внешние рынки, мы видим, как изменение внутриполитической ситуации в России само по себе оказывает позитивное влияние на внешнеэкономические процессы. В ближайшее время тандемы «региональное лобби – большой бизнес» скорее всего уйдут с этого рынка. А значит, будущее останется за цивилизованными схемами. Конечно, в краткосрочной перспективе это сулит определенные сложности российским предприятиям, поскольку приобретать активы в странах СНГ за бесценок уже не получится. Но в обмен на реальные цифры в контрактах российский бизнес получит стратегически важную для него репутацию открытого, честного и предсказуемого игрока. А без обладания такой репутацией нечего и думать о том, чтобы всерьез выходить на общемировой уровень. |