Организация Договора о коллективной безопасностиФлаг/Герб Статус региональная орагнизация Структурные подразделения Совет коллективной безопасности (СКБ). В состав Совета вх... |
Южноамериканский общий рынок - МЕРКОСУРЮжноамериканский общий рынок МЕРКОСУР образован Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем на... |
Inmarsat (International Mobile Satellite OrganizatСистема Inmarsat создана в 1979 г. для обеспечения связью морских судо... |
Руководство ВОЗЦелью ВОЗ, как указано в ее Уставе, является достижение всеми на... |
Уровень концентрации банков СНГ на крупных клиен24 декабря. FINMARKET.RU - Уровень концентрации банков России и других ст... |
Наблюдатели СНГ готовятся к трудностям на украинКИЕВ, 24 декабря. Миссия наблюдателей на президентских выборах на Украине от... |
Как отразится на деятельности СНГ выход из его сНа этот вопрос специально корреспонденту KM.RU Веронике Новиковой ответили: Александр Шатилов, за... |
Председателем Большой восьмерки с 1 января 2010г.Председателем Большой восьмерки (G8) индустриально развитых стран с 1 января 2010г. станет Канада. По... |
Папа Римский доволен итогами саммита G8 в АквилеПапа Римский Бенедикт Шестнадцатый удовлетворен итогами саммита большой восьмерки , состоявшегося 8-10 июля в ит... |
Идея Медведева не прошла в НАТОПервая с окончания войны с Грузией официальная встреча в рамках Со... |
НАТО отвергает идею России о новом пакте безопасНАТО не поддержал планы президента России Дмитрия Медведева о разработке но... |
Как премьер-министр сопротивляется идее вступлен14 сентября 2006 года Виктор Янукович принял участие в X за... |
Общие сведения о ОДКБ |
Политические союзы - Организация Договора о коллективной безопасности |
Договор о коллективной безопасности (ДКБ) подписан 15 мая 1992 года сроком на 5 лет с возможностью последующего продления. Участниками ДКБ стали Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан. *) Договор зарегистрирован 1 ноября 1995 года в Секретариате Организации Объединенных Наций. На Сессии Совета коллективной безопасности 2 апреля 1999 года в Москве был подписан Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности. Он ратифицирован всеми указанными выше государствами. Протоколом предусматривается автоматическое продление срока действия Договора на очередные пятилетние периоды. Президенты государств-участников Договора о коллективной безопасности (ДКБ) от 15 мая 1992 года 7 октября 2002 года подписали в Кишиневе Устав Организации ДКБ и Соглашение о правовом статусе ОДКБ. 18 сентября 2003 года эти документы вступили в силу. 2 декабря 2004 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о предоставлении Организации Договора о коллективной безопасности статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН. В соответствии с Договором государства-участники обеспечивают свою безопасность на коллективной основе. Так, в Статье 2 Договора говорится: «В случае возникновения угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников, либо угрозы международному миру и безопасности государства-участники будут незамедлительно приводить в действие механизм совместных консультаций с целью координации своих позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы». Одновременно в Статье 4 предусмотрено, что: «В случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН». *)Республика Узбекистан была среди подписавших Договор о коллективной безопасности в 1992 году. В 1999 году она приостановила участие в ДКБ. Грузия и Азербайджан присоединились к ДКБ в 1993 году, однако в 1999 году вышли из Договора. Сама суть Договора, заложенные в нем принципы и формы сотрудничества, а также заявленные позиции предопределили реальную возможность для него стать составной частью системы общей и всеобъемлющей безопасности для Европы и Азии. «В случае создания в Европе и Азии системы коллективной безопасности, - записано в Статье 1 Договора, - и заключения с этой целью договоров о коллективной безопасности, к чему неуклонно будут стремиться договаривающиеся стороны, государства-участники вступят в незамедлительные консультации друг с другом с целью внесения необходимых изменений в настоящий Договор». Этот принципиальный момент постоянно подтверждается в последующих документах ДКБ. «Объединяя свои усилия в сфере коллективной безопасности, государства-участники видят создаваемую ими систему коллективной безопасности составной частью общеевропейской системы безопасности, а также частью возможной системы безопасности в Азии» (Декларация государств-участников Договора о коллективной безопасности, 1995 года). На первоначальном этапе Договор содействовал созданию национальных вооруженных сил государств-участников, обеспечению адекватных внешних условий для их независимого государственного строительства. Об этом свидетельствует востребованность Договора в целом ряде случаев применения его положений. Возможности Договора задействовались осенью 1996 года, летом 1998 года в связи с опасным развитием событий в Афганистане в непосредственной близости к границам центральноазиатских государств-участников ДКБ, для предотвращения попыток экстремистов дестабилизировать обстановку в этом регионе. В 1999 и 2000 годах в результате оперативно осуществленных мер государствами-участниками ДКБ, с участием Узбекистана, была нейтрализована угроза, созданная широкомасштабными действиями вооруженных группировок международных террористов на юге Киргизии и в других районах Центральной Азии. Руководящие деятели Таджикистана неоднократно отмечали важную военно-политическую роль ДКБ в процессе достижения национального примирения. После вступления Договора в силу в 1994 году был принят ряд важных нормативно-правовых документов, продвигавших процесс военно-политической интеграции в различных областях, входящих в его компетенцию. Среди первых таких документов фигурировали принятые в 1995 году Декларация государств-участников ДКБ , Концепция коллективной безопасности государств-участников ДКБ , документ об Основных направлениях углубления военного сотрудничества . В том же году был принят План реализации Концепции коллективной безопасности и Основные направления углубления военного сотрудничества, которыми ставилась задача организации региональных систем коллективной безопасности. Утвержденный в 1999 году План второго этапа формирования системы коллективной безопасности уже предусматривал формирование коалиционных (региональных) группировок войск (сил) на восточноевропейском, кавказском и центральноазиатском направлениях. Качественно новый этап в развитии Договора был открыт принятым Советом коллективной безопасности в 2000 году Меморандумом о повышении эффективности ДКБ и его адаптации к современной геополитической ситуации, реализация которого нацеливала Договор на отражение новых вызовов и угроз региональной и международной безопасности. Тогда же были утверждены Положение о порядке принятия и реализации коллективных решений на применение сил и средств системы коллективной безопасности, Модель региональной системы коллективной безопасности, Основные положения коалиционной стратегии, призванные сформировать организационно-правовую основу для деятельности ДКБ в сфере обеспечения на коллективной основе безопасности его государств-участников. Принципиальное значение в этом плане имели подписанные в 2000-2001 годах Соглашение о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности, Протокол о порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности государств-участников ДКБ. Важным шагом на пути углубления военно-технического сотрудничества между государствами-участниками явилось подписание в 2000 году Соглашения об основных принципах ВТС. Логическим этапом в деле формирования и развития военной составляющей ДКБ стало создание по решению СКБ в 2001 году Коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона коллективной безопасности. Одновременно шло создание и совершенствование деятельности консультативных органов ДКБ - Советов министров иностранных дел и обороны, Комитета секретарей советов безопасности. Создан работоспособный Секретариат СКБ, налажен консультационный процесс как на уровне СКБ, СМИД и СМО, так и с участием заместителей министров иностранных дел и обороны, экспертов государств-участников. Таким образом, к 2002 году Договор о коллективной безопасности, в результате поступательного развития в его рамках интеграционных процессов, стал де-факто региональной структурой международного сотрудничества по духу Главы VIII Устава ООН. ОДКБ принял эстафету от ДКБ, являясь Евразийской не только в пространственно-географическом, но и в политико-правовом смысле через универсальность принципов и практических целей, а также через непосредственное участие входящих в него государств в соответствующих европейских и азиатских структурах безопасности, в первую очередь ОБСЕ и Шанхайской организации сотрудничества. Решение, принятое главами государств-участников в мае 2002 г., о преобразовании Договора о коллективной безопасности (его участники - Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан) в международную региональную организацию было также вызвано необходимостью адаптации Договора к динамике региональной и международной безопасности, противодействия новым вызовам и угрозам. Перейдя в новое качество Организации, сотрудничество на базе ДКБ сохранило приверженность основным принципам, провозглашенным в Договоре. По своему содержанию ОДКБ является, прежде всего, фактором военно-политического сдерживания. Государства-члены никого не рассматривают в качестве противника и выступают за взаимовыгодное сотрудничество со всеми государствами. ОДКБ остается открытым для присоединения к нему других государств, разделяющих его цели и принципы. Целями Организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам. Главной задачей Организации становится координация и углубление военно-политического взаимодействия, становление многосторонних структур и механизмов сотрудничества, призванных обеспечивать на коллективной основе национальную безопасность государств-участников, оказывать необходимую помощь, включая военную, государству-участнику, ставшему жертвой агрессии. Принципиально важным стало включение в Устав ОДКБ положения о том, что одной из основных целей Организации и направлений ее деятельности определяется координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и другими нетрадиционными угрозами безопасности. Зафиксировано обязательство государств-членов согласовывать и координировать свои внешнеполитические позиции по международным и региональным проблемам безопасности. Повышаются ответственность и компетенция СМИД, СМО, КССБ, которые становятся не только консультативными, но и исполнительными органами. Повышению эффективности Организации служит создание при ОДКБ Постоянного Совета (в его состав входит Полномочные представители, назначаемые государствами-членами), которому поручается координация взаимодействия государств-членов в реализации принимаемых в рамках Организации решений. Устав предусматривает обязательность выполнения принимаемых решений и санкции за их невыполнение. Отдельным государствам или международным организациям предоставляется статус наблюдателя при ОДКБ. Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ вступили в силу 18 сентября 2003 года, с даты сдачи депозитарию (Генеральному секретарю Организации) подписавшими его государствами последнего письменного уведомления о ратификации. На основе Устава и в его развитие разработаны положения, регламентирующие деятельность Организации, в том числе об органах ОДКБ, по организационным и финансовым вопросам, которые были приняты на сессии СКБ в Душанбе 28 апреля 2003 года. В целях активизации работы по укреплению военной составляющей Организации сформирован военно-штабной орган – Объединенный штаб ОДКБ. В 2004-2008 годах шла интенсивная работа по строительству Организации, наработке потенциала для решения задач по основным направлениям деятельности. В этот период приняты ряд основополагающих документов, в которых намечены конкретные направления развития на перспективу, в том числе План основных мероприятий по всестороннему укреплению межгосударственного сотрудничества, формированию и развитию системы коллективной безопасности в рамках ОДКБ на 2006-2010 г.г., План коалиционного военного строительства ОДКБ на период до 2010 года и дальнейшую перспективу и другие. В формат ОДКБ переведена деятельность Межгосударственной комиссии по военно-экономическому сотрудничеству. Налажено проведение комплексных межгосударственных оперативно-профилактических операций по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ «Канал». Созданы рабочие и вспомогательные органы в сфере противодействия новым вызовам и угрозам. Проводится серьезная работа по налаживанию взаимодействия с международными организациями, действующими в сфере безопасности КТК СБ ООН, ОБСЕ, ЕврАзЭС, ШОС, СНГ, Международной Организацией по миграции. На сессии Совета коллективной безопасности в Минске 23 июня 2006 года была принята Декларация государств-членов ОДКБ о дальнейшем совершенствовании и повышении эффективности деятельности Организации. В этом документе прозвучала необходимость принятия дополнительных мер по адаптации ОДКБ к меняющимся политическим реалиям и современным требованиям, предъявляемым к многофункциональной международной структуре безопасности. В Минске было принято решение о восстановлении членства Республики Узбекистан в ОДКБ. На сессии СКБ в Душанбе 6 октября 2007 года подписана Декларация глав государств-членов ОДКБ в связи с 15-летием Договора о коллективной безопасности, принят ряд важных решений в сфере миротворчества, по военно-экономическому сотрудничеству, в области ВТС, по военному строительству. Президенты подписали Соглашение о миротворческой деятельности и утвердили пакет документов по этому вопросу. На сессии СКБ в Москве 5 сентября 2008 года была подписана Декларация Московской сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ. Приняты важные решения в сфере внешнеполитического взаимодействия, в области военного строительства, по противодействию вызовам и угрозам. В частности одобрен План мероприятий государств-членов ОДКБ по коллективному противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на 2008-2011 годы. Принят План коллективных действий государств-членов ОДКБ по реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН на 2008-2012 годы, утверждена Программа совместных действий по формированию системы информационной безопасности государств-членов ОДКБ. 4 февраля 2009 года в Москве состоялась внеочередная сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ, в которой приняли участие президенты государств-членов ОДКБ. Главной ее темой стало Решение о формировании Коллективных сил оперативного реагирования(КСОР). КСОР должны стать эффективным универсальным инструментом, который обеспечивает безусловное исполнение задачи поддержания безопасности на всём пространстве ОДКБ. Причём здесь речь идёт и об отражении военной агрессии, и о проведении спецопераций по ликвидации террористов, экстремистов, это и борьба с организованной преступностью и наркотрафиком, а также ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций. В целом, создание и деятельность Организации ДКБ стали важным политическим событием в жизни государств-участников Договора, содействуя укреплению их политического веса и позиций в международном сообществе, обеспечению стабильности и безопасности на международном и региональном уровнях. |