Организации:

Чжан Дэгуан: Шанхайская организация сотрудничества

News image

Пятнадцатого января 2004 года в Пекине официально проступил к работе Се...

АФРИКАНСКИЙ СОЮЗ

News image

АФРИКАНСКИЙ СОЮЗ, АС (African Union, AU) – региональная международная межправительственная ор...

С начала боевых действий НАТО на территории бывш

News image

В Сербии 24 марта печальная дата — 10 лет с на...

Кратко об ООН

News image

Число государств — членов ООН составляет 192. Дата создания ООН: 24 ок...

СНГ сегодня:

Уровень концентрации банков СНГ на крупных клиен

24 декабря. FINMARKET.RU - Уровень концентрации банков России и других ст...

Наблюдатели СНГ готовятся к трудностям на украин

КИЕВ, 24 декабря. Миссия наблюдателей на президентских выборах на Украине от...

Как отразится на деятельности СНГ выход из его с

На этот вопрос специально корреспонденту KM.RU Веронике Новиковой ответили: Александр Шатилов, за...

Новости G8:

Председателем Большой восьмерки с 1 января 2010г.

News image

Председателем Большой восьмерки (G8) индустриально развитых стран с 1 января 2010г. станет Канада. По...

Папа Римский доволен итогами саммита G8 в Аквиле

News image

Папа Римский Бенедикт Шестнадцатый удовлетворен итогами саммита большой восьмерки , состоявшегося 8-10 июля в ит...

Влияние НАТО:

Идея Медведева не прошла в НАТО

Первая с окончания войны с Грузией официальная встреча в рамках Со...

НАТО отвергает идею России о новом пакте безопас

НАТО не поддержал планы президента России Дмитрия Медведева о разработке но...

Как премьер-министр сопротивляется идее вступлен

14 сентября 2006 года Виктор Янукович принял участие в X за...


Общие понятия. Афроцентризм
Политические союзы - Организация африканского единства

общие понятия. афроцентризм

Афроцентризм — расовая идеология самоутверждения людей с чёрным цветом кожи. Направлен на борьбу с евроцентризмом в различных сферах общественного сознания: науке, философии, религии, искусстве и поведении. Цель — реабилитация негроидной расы, самоидентификация, ценностное возвышение африканской культуры вплоть до абсолютизации культурно-исторических и расовых особенностей, представления об исключительной роли негроафриканцев в мировой истории. Сформулирована в начале 1980-х гг. в среде афро-американской интеллигенции. С момента своего возникновения афроцентризм претендует на то, чтобы стать универсальной идеологией африканцев, основой их единой морали и нравственности, этики и эстетики, законом общественного устройства, руководством к действию и методологией научных исследований.

Истоки

Идеи о историко-культурном и расовом единстве, африканской самобытности и исключительности стали развиваться во второй половине XIX в. в Америке. Тогда же Э. Блайден — западноафриканский просветитель, священник, государственный деятель — заявил о своеобразии и уникальности африканской личности, о её особом психическом складе. Он противопоставлял одну расу другой, при этом часто ставил африканца в ценностном отношении выше европейца. Он говорил о миролюбии африканцев, их коллективизме, духовности и связи с природой и об агрессивности, индивидуализме, материализме европейцев. Блайден доказывал существование расовых различий, причем не биологических, а психических.

Позднее, в начале 1930-х гг., эти идеи получили дальнейшее развитие в теории негритюда. Идеологами ее стали сенегальский поэт, философ, политик (впоследствии президент Сенегала) Л.Сенгор и выходец с острова Мартиника, поэт Э.Сезер. Негритюд особенно был популярен в 1950—1960-х гг. и стал идейной основой движения «Black is beautiful».

В США зародилось явление «чёрного сепаратизма» — комплекс представлений о том, что афроамериканцам в социальных, политических и экономических институтах следует отделиться от белых. Появилась идея репатриации афроамериканцев в Африку как средство решения негритянской проблемы в Америке после запрещения работорговли (в начале XIX в.) и отмены рабства (1863). В начале 20-х гг. 20 в. возникло движение Маркуса Гарви «Назад в Африку». В 1930 г. афроамериканец Фард Мухаммед организовал сектанское религиозное движение «Нация Ислама», существующие и поныне, цель которого — создать отдельную «нацию» чернокожих людей в Америке или Африке.

Росту развития афроцентристских идей способствовали развернувшееся в 1960-х движение за гражданские права в Америке и получение политической независимости африканскими странами.

Главным теоретиком афроцентризма стал Молефи Кете Асанте, директор Программы афро-американских исследований Университета Темпл (Филадельфия). В своих работах «Афроцентризм: теория социальных перемен» и «Афроцентристская идея» он впервые заявил, что афроцентризм — это идеология африканцев, живущих на континенте и за его пределами, в том числе афро-американцев, которые, как и все, должны помнить и чтить свою историческую родину.

Афроцентристские концепции истории

Важное значение афроцентристы придают историческим исследованиям, цель которых — развенчать доктрину расового превосходства белых, которая, по мнению сторонников афроцентризма, покоилась на переоценке успехов европейцев и умалении вклада неевропейцев в мировую цивилизацию. В первой половине и середине 20 в. афроамериканский ученый У. Дюбуа и сенегальский историк Ш. А. Диоп одними из первых бросили вызов евроцентристским утверждениям о неполноценности негроафриканцев и об отсутствии их собственного культурно-исторического наследия.

Суть афроцентристской концепции истории — первенство негро-африканской культуры в мировой цивилизации. Большое внимание афроцентристы уделяют высокоразвитой древнеегипетской цивилизации, созданной, по их мнению, именно негроафриканцами. Кроме того, «среди древних цивилизаций, которые Африка дала миру: Эфиопия, Нубия, … Куш, Аксум, Гана, Мали и Сонгай» (М. К. Асанте).

Афроцентристы настаивают на огромном влиянии негроафриканской культуры на развитие античных Греции и Рима, Древнего Востока и современной Западной цивилизации. Так, М. Бернал утверждает преемственность египетской и греческой цивилизаций, а И. Ван Сертима — распространение негроафриканской культуры на территории Америки в древности. Говорится и об особой первичной роли негроидов в антропогенезе: происхождении других рас от негроидной.

Исследования африканских ученых значительно увеличили источниковую базу по истории Африки. Но их тенденциозные, недостаточно обоснованные заявления имеют не научную, а идеологическую направленность.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить