Организации:

Совет по правам человека ООН рассматривает вопрос

News image

На фото со спутника: одна из самых засекреченных тюрем Узбекистана - ...

Чжан Дэгуан: Шанхайская организация сотрудничества

News image

Пятнадцатого января 2004 года в Пекине официально проступил к работе Се...

АССОЦИАЦИЯ СТРАН ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

News image

АССОЦИАЦИЯ СТРАН ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ, АСЕАН (Association of South East Nations, AS...

«Мы не могли представить, что Организации Варшавск

News image

Он – один из тех, благодаря кому воссоединение Германии стало во...

СНГ сегодня:

Уровень концентрации банков СНГ на крупных клиен

24 декабря. FINMARKET.RU - Уровень концентрации банков России и других ст...

Наблюдатели СНГ готовятся к трудностям на украин

КИЕВ, 24 декабря. Миссия наблюдателей на президентских выборах на Украине от...

Как отразится на деятельности СНГ выход из его с

На этот вопрос специально корреспонденту KM.RU Веронике Новиковой ответили: Александр Шатилов, за...

Новости G8:

Председателем Большой восьмерки с 1 января 2010г.

News image

Председателем Большой восьмерки (G8) индустриально развитых стран с 1 января 2010г. станет Канада. По...

Папа Римский доволен итогами саммита G8 в Аквиле

News image

Папа Римский Бенедикт Шестнадцатый удовлетворен итогами саммита большой восьмерки , состоявшегося 8-10 июля в ит...

Влияние НАТО:

Идея Медведева не прошла в НАТО

Первая с окончания войны с Грузией официальная встреча в рамках Со...

НАТО отвергает идею России о новом пакте безопас

НАТО не поддержал планы президента России Дмитрия Медведева о разработке но...

Как премьер-министр сопротивляется идее вступлен

14 сентября 2006 года Виктор Янукович принял участие в X за...


Новый проект – новые миражи
Международные отношения - Междуранордные отношения

новый проект – новые миражи

Евразийское экономическое сообщество – организация, созданная Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Россией и Таджикистаном 10 октября 2000 года. В соответствующем Заявлении глав перечисленных выше государств об учреждении ЕврАзЭС патетически провозглашалось, что «этот шаг – свидетельство единства политической воли руководителей пяти государств еще более решительно идти по пути взаимного многопланового сотрудничества с перспективой выхода на реальную интеграцию».

При создании ЕврАзЭС государства-участники исходили из того, что взаимодействие между ними в торгово-экономической области уже достигло такого этапа, на котором возникла потребность в более тесном сближении и унификации национальных законодательств, проведении мероприятий, направленных на увеличение совокупного экономического потенциала этих стран, согласованной структурной перестройки их экономик, для чего требуется использовать новые формы и механизмы взаимодействия. Основу для перехода к новому этапу интеграции якобы уже создали проведенная отмена тарифных и количественных ограничений, введение по большинству номенклатуры товаров общих таможенных тарифов, осуществление согласованных мер нетарифного регулирования, шаги по созданию единой таможенной территории, а также совместные действия в гуманитарной сфере. Уже в этом отношении стороны проявляли изрядную долю лукавства, выдавая желаемое за действительное.

Заявленные при создании ЕврАзЭС цели так и не удалось осуществить. Реального таможенного союза не возникло. Не удалось договориться даже о едином таможенном тарифе. Серьезные проблемы постоянно возникают со свободным движением внутри ЕврАзЭС не только товаров, но и капиталов и рабочей силы.

Тем не менее ЕврАзЭС действительно можно признать одним из наиболее эффективных многосторонних региональных объединений на постсоветском пространстве. Просто большинство других еще хуже. С чисто количественной стороны это не так заметно. Но все же напомним, что из СНГ в прошлом году вышла Грузия. А в состав ДКБ в период 1994–1999 годов входили Грузия и Азербайджан, которых сейчас нет в ОДКБ. ЕврАзЭС же пока лишь увеличивал свои ряды. В связи с решением, принятым на саммите Организации центральноазиатского сотрудничества в Санкт-Петербурге в октябре 2005 года, данная организация была фактически распущена и аккумулирована в состав ЕврАзЭС. Это означало, что тогда в ЕврАзЭС вступил Узбекистан. Данное событие с формальной точки зрения, безусловно, можно отнести к успехам ЕврАзЭС, поскольку Узбекистан обладает весьма большим экономическим потенциалом. Однако одновременно это создало ряд серьезных проблем для ЕврАзЭС. Возникла необходимость пересмотра целого ряда правовых положений, регламентирующих деятельности организации. Этот процесс так и не был завершен. Ведь Узбекистан в экономическом отношении сильно отличается от других стран ЕврАзЭС (по крайней мере – от России, Казахстана и Киргизии). Руководство Узбекистана на протяжении периода независимости старалось весьма умеренно проводить рыночные реформы в экономике, сохранять максимальный государственный контроль, сдерживать частную инициативу. Поэтому Узбекистан испытывал трудности с быстрой адаптацией к тем требованиям ЕврАзЭС, которые давно уже согласовали между собой другие его участники. Это обстоятельство в известной мере и привело к тому, что в конце 2008 года Ташкент решил приостановить свое членство в ЕврАзЭС (но не вышел из организации).

Сам по себе проект ЕврАзЭС также выгодно отличается от явно агонизирующего СНГ. Например: в ЕврАзЭС действует куда более рациональный порядок принятия решений. Высший орган ЕврАзЭС – Межгосударственный совет – принимает все решения на основе консенсуса, то есть так же, как и на саммитах СНГ. Но во всех иных органах, в том числе вспомогательных, решения принимаются квалифицированным большинством в 2/3 голосов. При этом принципиальным является зависимость количества голосов каждой стороны от ее экономического потенциала и взноса в бюджет Сообщества. До приема в ЕврАзЭС Узбекистана действовала следующая шкала: Белоруссия и Казахстан вносили каждый по 20%, Киргизия и Таджикистан – по 10%, а самый весомый вклад был у России – 40%. Затем шкала изменилась: доля России осталась прежней – 40%, Белоруссия, Казахстан и Узбекистан вносили по 15%, а Киргизия и Таджикистан – по 7,5%. Сейчас вернулись к первоначальному варианту. В этой связи нельзя не отметить, что и в этом отношении (квоты распределения голосов) Россия шла на явные уступки своим партнерам по ЕврАзЭС, поскольку реально ее экономический вес в данном объединении составлял не менее 2/3.

Несмотря на всю критику, нельзя не отметить одно важное обстоятельство: в настоящее время все страны, входящие в данное объединение, на официальном уровне не стараются открыто дистанцироваться от России, а тем более проводить откровенно антироссийскую политику. С большинством государств – членов ЕврАзЭС в последние годы у России заключаются новые договоры и соглашения, причем многие из них имеют весьма масштабный характер. Этот процесс можно наблюдать как в отношении экономически сильных государств – таких как Казахстан и Белоруссия, так и экономически слабых – таких как Киргизия и Таджикистан. Это говорит о том, что современная экономически окрепшая Россия вполне способна использовать для усиления своего влияния на соседние государства рыночные механизмы, хотя в то же время никак не может отойти от практики безвозмездной или льготной помощи, которая преобладала в рамках СНГ.

В ЕврАзЭС не удалось создать единого таможенного пространства. Не реализована также идея совместного вступления стран – членов ЕврАзЭС в ВТО (Киргизия фактически вступила в ВТО сепаратно, еще когда существовал Таможенный союз внутри СНГ – в 1997 году). Нет сколько-нибудь ощутимого эффекта и от деятельности по разработке основ законодательства ЕврАзЭС. По-прежнему каждая страна принимает собственные нормативные акты, нормы которых мало корреспондируются с законодательными нормами, действующими в других странах ЕврАзЭС.

В итоге уже в рамках ЕврАзЭС пришлось корректировать ранее провозглашенные планы. Два года назад было принято решение вычленить из участников ЕврАзЭС тройку лидеров – Россию, Белоруссию и Казахстан, которые и договорились между собой создать единое таможенное пространство к 2010 году. Эти же страны решили, что после создания таможенного союза они вместе будут вступать в ВТО. Однако пока нет однозначных свидетельств, что и этот вариант сумеют претворить в жизнь.

Тем не менее продолжение усилий по совершенствованию деятельности ЕврАзЭС выгодно России хотя бы по той причине, что внутри данной организации ее члены импортируют большие объемы товаров, произведенных в России. Россия экономически доминирует в ЕврАзЭС, и это обстоятельство может помочь укреплению позиций российского бизнеса в государствах – членах данной организации, а значит, и получить возможность оказывать влияние по другим направлениям на политический курс этих стран.

Последнее обстоятельство наглядно было продемонстрировано на последнем саммите ЕврАзЭС. Столкнувшись с негативным влиянием мирового финансового кризиса, все без исключения партнеры Москвы по ЕврАзЭС, как поросята из упомянутой выше сказки, стремглав бросились к России за помощью и поддержкой. В очередной раз Россия широко раскрыла объятия своим партнерам. В созданный по итогам саммита антикризисный фонд ЕврАзЭС из 10 млрд. долл. – 7,5 млрд. внесет Россия. Казахстан, руководство которого постоянно заявляло о своем лидерстве в интеграционных усилиях на постсоветском пространстве, внесет лишь 1 млрд. Доля же остальных членов ЕврАзЭС пока даже не определена. Тем самым стабилизационные кредиты в очередной раз будут спонсироваться за счет российских налогоплательщиков.

Укрепит ли это решение ЕврАзЭС – покажет время. Союзникам, безусловно, надо помогать в трудные минуты. Но ЕврАзЭС – все же не собес. Основная проблема этой структуры по-прежнему состоит в том, что она так и не сумела стать эффективным кооперативом, в котором каждый его участник работает с полной отдачей своих сил ради общего блага.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить