Организации:

Южноамериканский общий рынок - МЕРКОСУР

News image

Южноамериканский общий рынок МЕРКОСУР образован Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем на...

АФРИКАНСКИЙ СОЮЗ

News image

АФРИКАНСКИЙ СОЮЗ, АС (African Union, AU) – региональная международная межправительственная ор...

Черногория сделала шаг к вступлению в НАТО (КАРТ

News image

Брюссель, Декабрь 04 (Новый Регион, Ксения Самойлова) – Члены НАТО ре...

Организация Договора о коллективной безопасности

News image

Флаг/Герб Статус региональная орагнизация Структурные подразделения Совет коллективной безопасности (СКБ). В состав Совета вх...

СНГ сегодня:

Уровень концентрации банков СНГ на крупных клиен

24 декабря. FINMARKET.RU - Уровень концентрации банков России и других ст...

Наблюдатели СНГ готовятся к трудностям на украин

КИЕВ, 24 декабря. Миссия наблюдателей на президентских выборах на Украине от...

Как отразится на деятельности СНГ выход из его с

На этот вопрос специально корреспонденту KM.RU Веронике Новиковой ответили: Александр Шатилов, за...

Новости G8:

Председателем Большой восьмерки с 1 января 2010г.

News image

Председателем Большой восьмерки (G8) индустриально развитых стран с 1 января 2010г. станет Канада. По...

Папа Римский доволен итогами саммита G8 в Аквиле

News image

Папа Римский Бенедикт Шестнадцатый удовлетворен итогами саммита большой восьмерки , состоявшегося 8-10 июля в ит...

Влияние НАТО:

Идея Медведева не прошла в НАТО

Первая с окончания войны с Грузией официальная встреча в рамках Со...

НАТО отвергает идею России о новом пакте безопас

НАТО не поддержал планы президента России Дмитрия Медведева о разработке но...

Как премьер-министр сопротивляется идее вступлен

14 сентября 2006 года Виктор Янукович принял участие в X за...


Альтернативные международные проекты
Международные организации - Всемирный почтовый союз

альтернативные международные проекты

Ответные купоны колониального типа — Канады, Алжира, Манчжоу-Го и Сирии (1930-е—1950-е)

Идея международного ответного купона оказалась плодотворной: многие колониальные державы переняли успешный опыт ВПС и, будучи не в состоянии по разным причинам (в основном, в силу разницы валют метрополии и различных её колоний, зависимых территорий) ввести в рамках своих колониальных империй универсальную почтовую марку или хотя бы унифицировать почтовые тарифы и набор услуг почты, внедрили альтернативные ответные купоны. Аналогичные проекты реализовывались и странами-членами некоторых региональных почтовых союзов. Правда, не все такие проекты оказались в итоге успешными.

Франция 1 февраля 1927 года ввела франко-колониальный ответный купон (фр. coupon-réponse franco-colonial), поначалу попросту надпечатывая новое название на обычных купонах ВПС. В дальнейшем французский купон не раз переименовывался. С 1951 года это ответный купон Французского союза (coupon-réponse de l'Union française), с 1959 — ответный купон французского сообщества (coupon-réponse de la Communauté française), а с 1963 года и поныне — просто ответный купон (Е) (coupon-réponse (E)). Великобритания с апреля 1927 года распространила в своих зависимых территориях имперский ответный купон (англ. Imperial reply coupon), который с мая 1953 года стал ответным купоном Содружества (Commonwealth reply coupon), а 31 октября 1975 года прекратил своё существование. Испания 1 июня 1933 года запустила в своей империи проект колониального ответного купона (исп. Vale de respuesta hispano colonial, позже трансформировавшийся в Vale de respuesta colonias españolas и параллельно учреждённый ответный купон для испанских владений в Марокко (Vale de respusta zona de protectorado español en Marruecos). С крушением колониальной империи Испании надобность в соответствующих купонах отпала и проекты завершились 15 апреля 1973 года. Она же в рамках Испано-американского почтового союза (UPAE) 1 октября 1937 года ввела в обращение Cupón-respuesta americoespañol. Этот ответный купон распространялся в Бразилии, Колумбии, Коста-Рике, на Кубе, Гаити, в Эквадоре, Гватемале, Гондурасе, Мексике, Панаме, Парагвае, Сальвадоре, Венесуэле, испанских почтовых отделениях в Андорре и Танжере и, разумеется, в самой Испании. 29 февраля 1956 года проект был закрыт. Япония предпринимала аналогичные проекты дважды. 26 января 1936 года с Манчжоу-Го (прекращён 8 августа 1945 года в связи с освобождением Манчжурии советской армией) и 1 июля 1956 года с островами Рюкю, находившимися под американской оккупацией. Этот купон был выведен из обращения 15 мая 1972 года, так как острова были возвращены Японии и стал возможным ввод в оборот обычных почтовых марок этой страны. Похожие начинания без особого успеха осуществлялись и в рамках региональных международных почтовых организаций — Арабского почтового союза (APU) в 1956—1992 годах и Западноафриканской конференции почт и телекоммуникаций (CAPTEAO) в 1978—2000 годах.

Современность

Международные ответные купоны заказываются почтовыми ведомствами в штаб-квартире ВПС в Берне (Швейцария), большая их часть печатается во Франции и рассылается в соответствии с заявками стран по всему миру. Их можно купить на почтамтах более 70 государств. В развитых странах любое почтовое отделение, где есть достаточный спрос на такие купоны, заказывает и, позже, продаёт их наряду с обычными почтовыми марками. В странах «третьего мира» распространение МОК как правило ограничивается главпочтамтами городов. Ежегодно через почтовые отделения стран-членов ВПС реализуется несколько миллионов купонов. Цены на них варьируют от страны к стране (см. таблицу ниже).

Международные ответные купоны действительны лишь ограниченный срок, который с 2002 года обозначается на них явно. Срок действия находящегося ныне в обращении международного ответного купона пекинского образца № 2 (Beijing Model No. 2) истекает 31 декабря 2009 года. Такое ограничение введено лишь в последние годы — ещё в 2001 году был обязательным приём купонов, выпущенных любой страной-членом ВПС с 1975 года. Однако в 2002 году положение изменилось: срок действия стал меньше.

Например, почта США объявила, что выпущенные до 2002 года купоны должны были быть реализованы до 10 октября 2007 года, а выпущенные до 31 декабря 2006 года — до 1 сентября 2008 года, в обоих случаях с дисконтом в 1 цент против обозначенной на них цены. Все купоны, выпущенные в других странах до начала 2007 года, ныне в США недействительны.

Порядок использования купона

На международном ответном купоне находящегося ныне в обращении пекинского образца № 2 (юбилейный выпуск) предусмотрено два «окошка» — места для штемпелей, слева и справа. В левом окне ставится календарный штемпель при продаже купона в почтовом отделении страны-эмитента либо просто обозначается название этой страны. Купон, проданный вообще без такого штемпеля, тем не менее сохраняет свою силу.

В правом окне ставится штемпель страны, обменивающей его на почтовые марки согласно условиям, изложенным на купоне. Таким образом, он погашается и становится недействительным. На купоне может быть отмечена и его стоимость при продаже (раньше, во времена хождения лозаннского типа дизайна, это делалось в третьем, центральном окошке, ныне специального места для простановки номинала не предусмотрено).

Обычно продажная цена купонов в 2—3 раза превышает стоимость отправки писем за границу из той же страны. В то же время, например, в США при возврате купона, приобретённого ранее на американской же почте, в обмен выдают почтовых марок, как ранее отмечалось, всего на 1 цент меньше, чем сумма, за которую он был приобретён. В Японии аналогичный дисконт составляет 20 иен.

При повышении цен на купоны в некоторых странах иногда могут наклеивать на них дополнительные почтовые марки и нередко сразу же гасить их штемпелем. Это не влияет на статус купона и служит исключительно для обеспечения надлежащего учёта на почте.

Часто пользующиеся купонами лица отмечают, что из-за относительной редкости оказываемой услуги по продаже или приёму купонов почтовые служащие далеко не всегда оказываются компетентны. Одна из наиболее досадных ошибок — простановка штемпеля не в левом, а в правом окошке купона уже при его продаже, что аннулирует его ценность. Иногда они необоснованно отказываются принимать годные купоны, иногда принимают к обмену и негодные. Порой купонов вообще не оказывается в продаже. В этом случае потенциальному покупателю следует обратить внимание персонала почтового отделения на соответствующие инструкции. Правда, иногда встречаются и случаи, когда та или иная почтовая администрация издаёт циркуляры и распоряжения, не соответствующие международным соглашениям и ухудшающие условия, предусмотренные документами ВПС.

Международный ответный купон в России и СНГ

Согласно формулировке главы I «Правил оказания услуг почтовой связи», утверждённых правительством России в 2005 году и опубликованных на официальном сайте Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации, международный ответный купон — это «купон, выпускаемый Международным бюро Всемирного почтового союза, печатаемый на бумаге с водяными знаками, изображающими крупным шрифтом аббревиатуру „UPU“». В более ранней, ныне уже не действующей, редакции Правил от 26 сентября 1997 года к этой формулировке добавлялось, что купон должен был «…как правило, иметь на лицевой стороне оттиск календарного штемпеля иностранной организации почтовой связи, продавшей купон».

Статья 28 главы II Правил устанавливает, что «для оплаты услуг по пересылке международной письменной корреспонденции, отвечающей требованиям, установленным настоящими Правилами, могут быть предъявлены международные ответные купоны, выпускаемые Международным бюро Всемирного почтового союза. Предъявляемые при приеме почтового отправления международные ответные купоны обмениваются на почтовые марки в соответствии с тарифом на пересылку воздушным транспортом одного простого международного письма массой до 20 граммов». Кроме того, статьёй 36 главы 5 Федерального закона РФ «О почтовой связи» установлена ответственность за подделку в целях сбыта и использование заведомо поддельных международных ответных купонов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Российская почтовая администрация в лице ФГУП «Почта России» продажей международных ответных купонов не занимается, что обосновывается положением статьи 142 «Регламента письменной корреспонденции» ВПС, в соответствии с которым иностранные почтовые администрации имеют право продавать международные купоны либо ограничивать их продажу по своему усмотрению.

В отличие от России почтовые администрации Украины, Казахстана и некоторых других стран СНГ заказывают и продают международные ответные купоны.

Цены на международные ответные купоны в тех государствах, где они распространяются, варьируют от страны к стране.

Филателистические аспекты

Международные ответные купоны являются привлекательными объектами филателистического коллекционирования. На филателистических выставках они обычно экспонируются среди специализированных коллекций.

Условно ответные купоны иногда относят к цельным вещам, поскольку на них, вплоть до пекинского типа, либо был напечатан номинал, либо предусматривалось место для его впечатывания. Однако сейчас это ушло в прошлое, и однозначная филателистическая классификация МОК может являться предметом дискуссий.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить