Организации:

Бороться с терроризмом следует без двойных стандар

News image

В совместной борьбе с терроризмом, необходимость которой международное сообщество не ст...

Интерполу – 90 лет

News image

ХХ век стал началом глобализации и это потребовало объединения усилий мног...

Что есть что?

News image

Совет Европы Международная организация со штаб-квартирой в Страсбурге, объединяющая 47 демократических ст...

Что мы знаем об Интерполе

News image

С ростом преступности на рубеже XIX и XX веков стал во...

СНГ сегодня:

Уровень концентрации банков СНГ на крупных клиен

24 декабря. FINMARKET.RU - Уровень концентрации банков России и других ст...

Наблюдатели СНГ готовятся к трудностям на украин

КИЕВ, 24 декабря. Миссия наблюдателей на президентских выборах на Украине от...

Как отразится на деятельности СНГ выход из его с

На этот вопрос специально корреспонденту KM.RU Веронике Новиковой ответили: Александр Шатилов, за...

Новости G8:

Председателем Большой восьмерки с 1 января 2010г.

News image

Председателем Большой восьмерки (G8) индустриально развитых стран с 1 января 2010г. станет Канада. По...

Папа Римский доволен итогами саммита G8 в Аквиле

News image

Папа Римский Бенедикт Шестнадцатый удовлетворен итогами саммита большой восьмерки , состоявшегося 8-10 июля в ит...

Влияние НАТО:

Идея Медведева не прошла в НАТО

Первая с окончания войны с Грузией официальная встреча в рамках Со...

НАТО отвергает идею России о новом пакте безопас

НАТО не поддержал планы президента России Дмитрия Медведева о разработке но...

Как премьер-министр сопротивляется идее вступлен

14 сентября 2006 года Виктор Янукович принял участие в X за...


Взаимоотношения Мьянмы и АСЕАН
Локальные объединения и союзы - Другие организации

взаимоотношения мьянмы и асеан

Государство Мьянма, до 1989 г. именовавшееся Бирмой, или Бирманским Союзом, находится на географическом, этническом и культурном стыке двух регионов — Восточной Азии, где роль «первой скрипки» принадлежит Китаю, и Юго-Восточной Азии, государства которой гармонично сосуществуют, взаимодействуя в рамках региональной интеграционной группировки АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии). В течение многих столетий Китай стремился к доминированию над отдельными государствами Юго-Восточной Азии (Вьетнамом, Камбоджей, Мьянмой), в то же время как ответная реакция на растущее влияние восточноазиатских гигантов — Японии и Китая — возникла идея создания регионального объединения АСЕАН. Мьянме потребовалось целое десятилетие на то, чтобы выйти из сферы влияния Китая и стать полноправным партнером-членом АСЕАН. Однако сложно утверждать, насколько уверенным и необратимым является процесс интеграции этого государства в АСЕАН, и положительно ли это сказывается на деятельности самой организации.

Между Западом и Китаем

Окончание эпохи холодной войны и приход на смену старому биполярному миру новых политических реалий стал для мьянманского руководства вызовом, на который необходимо было найти адекватный ответ. Требовалась корректировка внешнеполитического курса и установление дружественных и доброжелательных отношений, прежде всего, с США и западноевропейскими государствами. Однако это было непросто сделать, так как правительства именно этих стран выступали с резкой критикой Мьянмы и пытались ввести санкции против нее после военного переворота в сентябре 1988 г. Мьянманский военный режим обвинялся в нарушениях прав человека и норм демократии, другими словами, в невосприимчивости к либеральным ценностям. В этих условиях, когда Советский Союз, занятый реформами, не мог[источник не указан 269 дней], да и не хотел оказывать помощь и поддержку, а найти общий язык с Западом оказалось сложно, правительству Мьянмы оставался только путь сближения с КНР. Китай благосклонно отнесся к приходу к власти военного Государственного совета по восстановлению законности и порядка (ГСВЗП) в Мьянме. В момент кризисных событий 1988 г. Пекин всячески демонстрировал свое стремление поддерживать дружественные отношения с Рангуном. Если страны Запада приостановили помощь военному режиму, то мьянмано-китайское сотрудничество не приостанавливалось даже в самый разгар внутриполитического кризиса в Мьянме. Так, 5 августа 1988 г. в Рангуне состоялось подписание соглашения о приграничной торговле между двумя странами, которая чуть позднее сыграла важную роль в стабилизации экономической ситуации в Мьянме. В 1991 г. в ходе переговоров с китайскими лидерами был подтвержден фактически союзнический характер отношений между двумя странами, достигнута договоренность о продолжении поставок китайского оружия. Тем не менее, пойдя на такое тесное сближение с Китаем, мьянманское руководство боялось, что маленькое государство будет в буквальном смысле поглощено соседом-гигантом, и потому стремилось демонстрировать приверженность политике неприсоединения, хотя и не очень успешно. Более того, на протяжении всех 1990-х гг. Запад рассматривал Мьянму как слабое звено в политике сдерживания Китая совместными усилиями США и ЕС. По мнению западных политологов, среди которых такие известные, как Збигнев Бжезинский, Китай стремился обеспечить свое военное присутствие в Мьянме с целью сдерживания Индии за счет получения доступа к военным объектам на бирманском побережье Индийского океана. Более того, выход к океану предоставил бы КНР новые стратегические рычаги в Юго-Восточной Азии вообще и в Малаккском проливе в частности. При таком аналитическом раскладе вполне естественно стремление западных стран оказать давление на Мьянму, тем самым, вынудив ее отказаться от сотрудничества с КНР и провести демократические преобразования. В условиях напора китайского руководства, с одной стороны, и критики Запада, с другой, администрация Мьянмы обратилась к АСЕАН как третьей силе, сотрудничество с которой могло бы принести экономические выгоды обеим сторонам, а также обезопасить Мьянму от чрезмерного влияния Китая.

Путь развития — в АСЕАН

Курс на установление тесных партнерских отношений с АСЕАН наметился с приходом к власти венной администрации. Обосновывая правильность стратегии на интеграцию в АСЕАН, военная администрация апеллировала к авторитету лидера национально-освободительного движения Бирмы генерала Аун Сана, погибшего в июле 1947 г., который в одном из своих выступлений еще в январе 1946 г. пророчески сказал: «В действительности, возможно, когда-нибудь окажется нужным и практически выполнимым создание, скажем, Соединенных Штатов Индокитая, включающих французский Индокитай, Таиланд, Малайю, Индонезию и нашу страну — к этому вполне может привести историческое развитие этих стран, имеющих много общих этнических, стратегических, экономических и других черт». На сегодняшний момент АСЕАН — это еще не Соединенные Штаты Индокитая, но фактом является объединение в Ассоциации всех десяти государств Юго-Восточной Азии. Члены АСЕАН положительно восприняли стремление Мьянмы присоединиться, тем более, что практически одновременно начались процессы присоединения еще двух государств Юго-Восточной Азии — Вьетнама и Лаоса. Более того, включение в свои ряды управлявшейся военной хунтой Мьянмы могло способствовать демократизации этой страны, что укладывалось в русло политической линии «конструктивного вовлечения», активно проводившейся АСЕАН. В середине 1990-х гг. АСЕАН решает активизировать свои действия по вовлечению Мьянмы в региональные и международные отношения. В июне 1995 г. Мьянма присоединилась к Договору АСЕАН о дружбе и сотрудничестве ((Балийский договор) 1976 года), что было обязательным условием для вступления, так как этот договор является юридической базой для взаимоотношений стран-членов АСЕАН. В результате Мьянма, наряду с Лаосом и Камбоджей, получила статус наблюдателя в АСЕАН. Но даже будучи на полпути в АСЕАН, Мьянма стремилась сохранить приверженность своему традиционному курсу на уравновешенное сотрудничество с различными государствами. Так, вступление в АСЕАН на момент середины 1990-х гг. было лишь мерой по недопущению чрезмерной зависимости от Китая, с которым военная администрация Мьянмы, подвергаемая остракизму со стороны Запада, вынуждена была тесно сблизиться.

Современное развитие: в союзе и вне него

Мьянма сравнительно легко выполнила все условия, необходимые для полноправного вхождения в АСЕАН и обретения постоянного членства. В 1997 г. в Мьянме к власти мирным путем пришел Государственный совет мира и развития, который управляет страной до сих пор. 23 июля 1997 г. Мьянма стала официальным членом АСЕАН. Став членом АСЕАН, Мьянма тем самым взяла на себя обязательство следовать согласованной линии Ассоциации в международных делах. Однако Мьянма не собиралась поступаться основополагающими принципами своей внешней политики, такими, как независимость, нейтралитет и неприсоединение. К тому же, как известно, АСЕАН представляет собой гибкую организацию, не посягающую на суверенитет ее членов. Поэтому Мьянма пыталась строить ровные отношения со всеми членами АСЕАН, но при этом оставаться, насколько это возможно, в стороне от возникающих между ними время от времени разногласий. Тем временем, Китай потерял интерес к поддержке коммунистического движения в Мьянме, а значит и политические виды на это государство. Однако Мьянма не собиралась так легко расставаться с китайской картой. Мьянманское руководство со второй половины 1990-х гг. начало активизировать свои позиции как государства-посредника, своеобразного связующего звена между Китаем, в частности, провинцией Юньнань и странами бассейна Меконга — Вьетнамом, Лаосом, Камбоджей и Таиландом. Более того, например, тайское правительство рассматривает задачу регионального сотрудничества и развития в качестве одного из национальных приоритетов под лозунгом «превратить поля сражений Индокитая в рыночные площади». В самой АСЕАН участие Мьянмы рассматривалось как один из барьеров против чрезмерного усиления позиций Китая в этом регионе. К тому же Мьянма удачно выступала своеобразным мостом для взаимовыгодного сотрудничества Пекина и АСЕАН. Так, летом 1996 г. в Куала-Лумпуре представителями стран АСЕАН, китайской провинции Юньнань и государств Индокитая, включая Мьянму, подписано рамочное Меконгское экономическое соглашение, предусматривающее только что упомянутое совместное развитие бассейна реки Меконг. Рубежное положение Мьянмы в перспективе позволит ей играть роль связующего звена между Южной и Юго-Восточной Азией, между АСЕАН и СААРК. Тем более, что в декабре 1997 г. Мьянма присоединилась к Организации экономического сотрудничества стран Бенгальского залива (БИМСТЕК), которая была создана в июне того же года в составе Бангладеш, Индии, Шри-Ланки и Таиланда. Необходимо также упомянуть и о проблемах современной Мьянмы. Например, до недавнего времени немало проблем Мьянме доставляла повстанческая группировка «Каренский национальный союз», долго поддерживаемая Таиландом во время гражданской войны в Мьянме в середине 1990-х гг. Только недавно в 2005 г. мьянманскому руководству удалось договориться с ее представителями. На международное и региональное положение Мьянмы существенное влияние, особенно в последние годы, также оказывает факт ее нахождения в эпицентре «Золотого наркотического треугольника». Стремясь опровергнуть обвинения в потворствовании производству и контрабанде наркотиков, Мьянма демонстрирует активность в этом направлении: являясь участником Конвенции ООН (1988 г.) о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ и Конвенции 1961 г. по наркотикам, вводит суровые внутренние законы для граждан, запрещающие распространение наркотических веществ. Тем не менее, подобная политика приносит пока мало результатов: страна по-прежнему является вторым мировым центром производства наркотиков после Афганистана. Самая большая проблема современной Мьянмы — ее политическая нестабильность. В стране продолжается вяло текущая война с оппозицией, которая периодически провоцирует массовые выступления. В 2007 году крупнейшие выступления произошли в апреле и сентябре. Не исключены дальнейшие выплески волнения, как и активизация деятельности оппозиции.

Заключение

В целом можно сделать вывод, что интеграция Мьянмы в АСЕАН сказалась положительно, прежде всего, на состоянии самой Мьянмы. АСЕАН предоставила возможность разрешить существовавшие конфликты, как внешние: между Мьянмой и Таиландом, так и внутренние: между правительством и мусульманским населением после гонений на мусульман в начале 1990-х гг. Интеграция Мьянмы в АСЕАН, членами которой являются три влиятельных исламских государства, способствовала переводу интенсивности этой проблемы на более низкий уровень. Также были восстановлены дипломатические отношения с Камбоджей, прерванные после свержения режима Пол Пота. Все партнеры по АСЕАН заинтересованы в том, чтобы Мьянма стала стабильным, проводящим сбалансированную внешнюю политику государством, интегрированным в структуры сотрудничества в регионе. В целом, Мьянма, как и другие страны региона Юго-Восточной Азии, видит один из основных путей защиты своих интересов в условиях постбиполярного мира в усилении региональной интеграции, взаимной поддержки и солидарности в рамках АСЕАН. Однако нельзя утверждать, что полностью преодолен период внешнеполитического метания мьянманского руководства в поисках своего собственного пути и в стремлении не попасть в зависимость от партнеров. Хотя правительство Мьянмы на собственном опыте узнало, что такая тактика ведет к усугублению проблем и возникновению конфликтов, оно периодически возвращается к прежнему восприятию вступления Мьянмы в АСЕАН как возможность проводить более независимую внешнюю политику, действовать с меньшей оглядкой на Китай, Индию, другие державы, а где-то — и вопреки. С этой точки зрения, членство Мьянмы в АСЕАН оказывает определенное влияние на расстановку сил в самой организации, на выработку согласованных подходов к различным проблемам, учитывая сложности в отношениях между Мьянмой и Западом (особенно США). Мьянманский вопрос стал одним из серьезных раздражителей во взаимоотношениях по линиям АСЕАН — США и АСЕАН — ЕС. В связи с этим неслучайна резкая реакция АСЕАН на активные выступления политической оппозиции в Мьянме в апреле 2007 г., потому как АСЕАН, как и другие организации и государства, призывали правительство Мьянмы провести демократические преобразования и пойти на переговоры со всеми оппозиционными группировками. Но правительство Мьянмы не прислушалось. Мьянма как рубежное государство способна сыграть важную роль в деле углубления сотрудничества между Южной, Восточной и Юго-Восточной Азией, и прежде всего, между Индией и АСЕАН, а также между КНР и Ассоциацией. Для этого необходимо, чтобы правительство Мьянмы отказалось от «игры в одни — свои — ворота» и стало более последовательно придерживаться общеполитического курса АСЕАН, что позволило бы действительно укрепить эту интеграционную структуру.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить