Организации:

Боливарианский альянс для Америк (ALBA)

News image

Страны-участницы ALBA АЛБА (исп. Alianza Bolivariana para los Pueblos de Nuestra Am...

В НАТО хотят, чтобы Россия предоставляла союзник

News image

В преддверии визита генсека НАТО Андерса Фог Расмуссена в Россию пр...

АССОЦИАЦИЯ СТРАН ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

News image

АССОЦИАЦИЯ СТРАН ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ, АСЕАН (Association of South East Nations, AS...

Что означает эмблема и флаг Организации Объединенн

News image

История флага Организации Объединенных Наций начинается с эмблемы, подготовленной Отделом пр...

СНГ сегодня:

Уровень концентрации банков СНГ на крупных клиен

24 декабря. FINMARKET.RU - Уровень концентрации банков России и других ст...

Наблюдатели СНГ готовятся к трудностям на украин

КИЕВ, 24 декабря. Миссия наблюдателей на президентских выборах на Украине от...

Как отразится на деятельности СНГ выход из его с

На этот вопрос специально корреспонденту KM.RU Веронике Новиковой ответили: Александр Шатилов, за...

Новости G8:

Председателем Большой восьмерки с 1 января 2010г.

News image

Председателем Большой восьмерки (G8) индустриально развитых стран с 1 января 2010г. станет Канада. По...

Папа Римский доволен итогами саммита G8 в Аквиле

News image

Папа Римский Бенедикт Шестнадцатый удовлетворен итогами саммита большой восьмерки , состоявшегося 8-10 июля в ит...

Влияние НАТО:

Идея Медведева не прошла в НАТО

Первая с окончания войны с Грузией официальная встреча в рамках Со...

НАТО отвергает идею России о новом пакте безопас

НАТО не поддержал планы президента России Дмитрия Медведева о разработке но...

Как премьер-министр сопротивляется идее вступлен

14 сентября 2006 года Виктор Янукович принял участие в X за...


Индия и АСЕАН
Локальные объединения и союзы - Другие организации

индия и асеан

Взаимодействие между Индией и странами АСЕАН имеет долгую историю в виду территориально близости (сухопутная граница с Мьянмой, морская граница с Таиландом, Малайзией и Индонезией). Однако, до начала 90-х гг. сотрудничество было весьма скудным и не имело под собой институциональной основы. Знаковыми событиями в изменении отношений между Индией и странами АСЕАН стали официальный внешнеполитический курс «Смотри на Восток» (‘Look East’ policy), принятый правительством Индии в 1992 году (ориентирован на страны АСЕАН), и наделение Индии статусом полноправного партнера по диалогу с АСЕАН в декабре 1995, а потом в ноябре 2002 года создание механизма взаимодействия между АСЕАН и Индией в рамках диалога АСЕАН+1. Необходимо отметить, что все инициативы по налаживанию сотрудничества (в том числе и в сфере упрочения энергетических связей) предпринимались и до 90-х гг., но не Индией, а либо АСЕАН в целом, либо ее отдельными членами. Недостаточное внимание Индии к этому региону негативно сказалось на ее положении на региональной арене. Индия сейчас пытается компенсировать этот просчет за счет интенсификации сотрудничества, и здесь не последнюю роль играет фактор энергетической безопасности.

Такие страны Юго-Восточной Азии, как Индонезия, Малайзия, Бруней, Мьянма и Вьетнам имеют обширные разведанные запасы энергоресурсов (нефти, газа и угля), которые согласно прогнозам в будущем будут увеличиваться. Бывший министр нефти Индии Мани Шанкар Айяр часто утверждал, что Бенгальский залив может стать «азиатским Северным морем» . Учитывая тот факт, что Индия испытывает острую нехватку энергоресурсов, экономики этих стран и индийская экономика становятся взаимодополняемыми в энергетической сфере. Из этого следует, что долгосрочные контракты могли бы принести выгоду обеим сторонам. Индия является одним из основных импортеров энергоресурсов из стран ЮВА, в частности нефти из Индонезии — единственной страны АСЕАН, входящей в ОПЕК. Вторым направлением взаимодействия является разведка и добыча энергоресурсов в странах Юго-Восточной Азии индийскими компаниями. Примечательно, что Вьетнам стал одной из первых стран, с которой Индией было создано совместное предприятие по добыче природного газа. Идея этого совместного проекта Индии (компания ONGC Videsh), Вьетнама (PetroVietnam) и компании British Petroleum была предложена 19 мая 1988 года, а в 2005 году он был пущен в строй. Согласно договору о разделе продукции индийская компания ONGC Videsh получила 45 % активов в разведке газа. Предполагается, что за период с 2004 по 2019 год Индия получит по этому контракту 266 млн м3 газа . Сейчас индийские компании ONGC Videsh и Essar Oil проводят геологоразведку газа на побережье Ракхин в Мьянме. Импорт угля из Юго-Восточной Азии, несмотря на достаточно обширные его запасы в самой Индии, также является важной составляющей экономических отношений со странами Юго-Восточной Азии. Это объясняется тем, в большинстве случаев импортировать уголь из стран Юго-Восточной Азии морским путем более экономично, чем транспортировать его по железной дороге в пределах самой Индии из районов добычи (Бихар и Западная Бенгалия) в другие районы. Поэтому такие крупные производители угля в ЮВА, как Индонезия, могут стать крупным поставщиком угля в Индию, что позволит еще более укрепить экономические связи между двумя странами.

Еще одним важным шагом в установлении прочных и долгосрочных связей между Индией и ЮВА в жизненно важной энергетической сфере является проект газопровода из Мьянмы в Индию через территорию Бангладеш. Трехсторонний договор о закладке газопровода был подписан в Янгоне еще в январе 2005 года, однако его реализация натолкнулась на сильное сопротивление со стороны Бангладеш, в основе которых лежат политические мотивы противостояния Индии, так как Бангладеш очевидно отказывается от экономической выгоды (которая заключается не только в плате за транзит, но и в возможности бесплатной транспортировки собственного газа из восточных районов страны, где он добывается в западные). В случае реализации этого проекта он может послужить не только катализатором экономических отношений между Индией и Мьянмой, но и стать фактором стабилизации политических отношений между Индией и Бангладеш, так как газопровод тесно свяжет экономики трех стран.

Энергетический фактор в ЮВА все больше приобретает геополитическую составляющую, учитывая стратегическое географическое положение, как Индии, так и государств Юго-Восточной Азии. Около 60 % мировых экспортных потоков нефти и газа проходит через Индийский океан. Один из маршрутов проходит через Ормузский пролив из Персидского залива в Аравийское море, потом через Баб-эль-Мандебский пролив из Аравийского моря в Красное, затем через Суэцкий канал в Европу. Контрольными точками второго потока, направленного в Японию, Китай, Южную Корею и на западное побережье США, является Ормузский и Баб-эль-Мандебский проливы, архипелаг Лакшадвип и Андамандские и Никобарские островов, принадлежащих Индии, а также Малаккский пролив из Индийского океана в Южно-Китайское море. Учитывая, что страны Персидского залива в обозримом будущем останутся основным источником энергии для развивающихся стран Восточной Азии — Японии, Китая и Южной Кореи, доля второго маршрута будет в будущем только увеличиваться. Подсчитано, что объем импортируемой нефти в Китае увеличится до 340 млн т к 2010 и до 440 млн т к 2020 гг. Около половины всего нефтяного импорта поступает в Китай из Персидского залива, а 25 % из Африки. Вся эта нефть, соответственно, доставляется в Китай на танкерах через водные пути стран Юго-Восточной Азии. В результате около 60 % всех судов, проходящих у берегов Сингапура, на сегодняшний день либо плывут под китайскими флагами, либо везут товары в Китай . Не удивительно поэтому, что проблема безопасности морских путей в Индийском океане будет волновать Китай, Японию и Южную Корею даже при том, что они активно пытаются устанавливать долгосрочное сотрудничество в рамках АСЕАН+3 и АСЕАН+1. Необходимость сотрудничества в сфере защиты водных путей Индийского океана, вытекающая из потребности обеспечения безопасности поставок энергоресурсов, в будущем может стать основой роста значимости и влияния Индии и стран Юго-Восточной Азии в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Благодаря своему географическому положению — она разделяет северную часть Индийского океана пополам на Арабское море на западе и Бенгальский залив на востоке — Индия занимает стратегически выгодную позицию. В ближайшем будущем основные страны Восточной Азии, по-видимому, будут стремиться заключить соглашение о многостороннем сотрудничестве по обеспечению безопасности поставок энергоресурсов, поступающих из Персидского залива через Арабское море и Бенгальский залив, через контрольный пункт в Малаккском проливе в Южно-Китайское море. Очевидно, что сотрудничество между Индией и странами ЮВА (которые контролируют Малаккский пролив) будет важным для достижения любого подобного соглашения.

Безопасность энергопоставок волнует не только страны-потребители, но и страны-экспортеры, поэтому Индия и страны ЮВА, являясь связующим звеном между Ближним Востоком и Восточной Азией, пытаются налаживать сотрудничество в обоих направлениях. В частности, в июне 2005 года по инициативе Сингапура был создан диалог Азии и стран Ближнего Востока (Asia-Middle East Dialogue — AMED), в котором приняли участие страны Ближнего Востока, Северной Африки и Азии (в том числе и Индия). В рамках этого диалога страны пытаются найти пути решения общих проблем, включая энергетическую.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить