Организации:

Символика Совета Европы

News image

Как европейский флаг, так и европейский гимн, прежде чем стать ещ...

Интерполу – 90 лет

News image

ХХ век стал началом глобализации и это потребовало объединения усилий мног...

Евразийская патентная организация

News image

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Для выполнения административных задач, связанных с функционированием Евразийской патентной си...

Черногория сделала шаг к вступлению в НАТО (КАРТ

News image

Брюссель, Декабрь 04 (Новый Регион, Ксения Самойлова) – Члены НАТО ре...

СНГ сегодня:

Уровень концентрации банков СНГ на крупных клиен

24 декабря. FINMARKET.RU - Уровень концентрации банков России и других ст...

Наблюдатели СНГ готовятся к трудностям на украин

КИЕВ, 24 декабря. Миссия наблюдателей на президентских выборах на Украине от...

Как отразится на деятельности СНГ выход из его с

На этот вопрос специально корреспонденту KM.RU Веронике Новиковой ответили: Александр Шатилов, за...

Новости G8:

Председателем Большой восьмерки с 1 января 2010г.

News image

Председателем Большой восьмерки (G8) индустриально развитых стран с 1 января 2010г. станет Канада. По...

Папа Римский доволен итогами саммита G8 в Аквиле

News image

Папа Римский Бенедикт Шестнадцатый удовлетворен итогами саммита большой восьмерки , состоявшегося 8-10 июля в ит...

Влияние НАТО:

Идея Медведева не прошла в НАТО

Первая с окончания войны с Грузией официальная встреча в рамках Со...

НАТО отвергает идею России о новом пакте безопас

НАТО не поддержал планы президента России Дмитрия Медведева о разработке но...

Как премьер-министр сопротивляется идее вступлен

14 сентября 2006 года Виктор Янукович принял участие в X за...


Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива
Каталог организаций - Всемирные организации

совет сотрудничества арабских государств персидского залива

Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива – региональная организация, объединяющая 6 нефтедобывающих государств этого региона, была образована в 1981г. Первое совещание в верхах состоялось 25-26 мая 1981г. в столице ОАЭ Абу-Даби.

Согласно Уставу, основная цель организации – взаимодействие и интеграция между государствами-членами во всех сферах деятельности в направлении реализации их единства. На начальных этапах акцент делался на экономических аспектах совместной деятельности: финансы, торговля, таможенная служба и коммуникации. Политическое и военное сотрудничество, обеспечение региональной безопасности не упоминались.

Становление ССАГПЗ осуществлялось во время ирано-иракской войны, советского вторжения в Афганистан, завершения исламской революции в Иране. Для членов этого объединения было важно избежать обвинения в создании военно-политической группировки, которая могла бы угрожать интересам других стран Ближнего Востока.

Учредительным документом предусмотрен закрытый характер ССАГПЗ. Его членами могли стать только вошедшие в его состав 6 арабских стран: Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман и Саудовская Аравия. Расширение состава организации изначально не предполагалось. Поэтому она получила в арабском мире название «закрытого клуба для богатых».

Йемен стал единственной страной Аравийского п-ва, не вошедшей в эту организацию. С социально-экономической точки зрения, между Йеменом и богатыми заливными странами лежала непреодолимая пропасть. Реакция на основание ССАГПЗ со стороны НДРИ, ориентировавшейся в своей политике на СССР, была достаточно прохладной. Создание этой организации рассматривалось как стремление со стороны прозападных держав противодействовать росту национального движения. Существовали и другие факторы, препятствовавшие вовлечению Йемена в интеграционный процесс.

На момент образования ССАГПЗ Йемен был разобщенной страной, которая с географической точки зрения, делилась на Север (ЙАР) и Юг (НДРЙ), а с политической – на Восток и Запад. Неприязнь «соседей по полуострову» вызывала приверженность южного Йемена марксистским идеям. Преодолев противостояние Севера и Юга, после объединения в мае 1990г. ЙАР и НДРЙ в Йеменскую Республику (ЙР), в авг. Йемену пришлось столкнуться с региональной изоляцией из-за занятой во время кризиса в Персидском Заливе проиракской позиции.

Агрессия против Кувейта, одного из участников ССАГПЗ, была воспринята как агрессия против всех его членов, которые проявили солидарность с Кувейтом, оказывая ему всестороннюю помощь, участвуя в военных действиях по его освобождению. ЙР в отличие от «соседних по полуострову», а также большинства арабских стран выступила в поддержку Ирака. Будучи в 1990-91гг. непостоянным членом СБ ООН, она не поддержала ни одну санкционную резолюцию в отношении Багдада. Йеменское руководство выступало против силового решения проблемы освобождения Кувейта, считая что конфликт может быть исчерпан политико-дипломатическим путем в рамках ЛАГ. Большую критику Саны, выступающей против иностранного военного присутствия в регионе, вызвало согласие Саудовской Аравии на размещение на своей территории войск антииракской коалиции, возглавляемой США. Отношения между ЙР и членами ССАГПЗ особенно Эль-Кувейтом и Эр-Риядом осложнились.

Во II пол. 90гг. в Сане возобладали прагматические подходы, и она стала пересматривать свою политику на региональной арене. За бескомпромиссную поддержку Ирака и несогласие с введением экономической блокады в отношении этой страны, Йемен поплатился экономическим ущербом. Из Саудовской Аравии был выдворен миллион йеменцев, чьи денежные переводы составляли значительную часть валютных поступлений ИР. Произошло сокращение дотаций западных стран, сведена на нет помощь КСА. Столкнувшись с финансовыми и социальными проблемами внутри страны, обнищанием основных слоев населения, в Сане ощутили нехватку финансовой помощи «богатых соседей» по полуострову. Руководству Йемена удалось настолько сбалансировать свой подход к кризису в Персидском заливе, что восстановление добрососедских отношений с членами Совета Сотрудничества стало возможным при параллельном продолжении отстаивания интересов Ирака.

Отойдя от безоговорочного оправдания политики этой страны, ЙР стала призывать Ирак к необходимости соблюдения резолюций СБ ООН. Во время рассмотрения иракского вопроса на сессиях международных организаций (ОИК, ЛАГ) Йемен выступает с единой для большинства арабских стран позицией. Во время встречи с вице-президентом Ирака Я.Рамаданом, находившимся в Сане в марте 2002г. с официальным визитом, президент А.Салех заявил о необходимости возвращения в Багдад международных инспекторов ООН по разоружению, что станет гарантом недопущения осуществления США военных операций против этой страны. ЙР пытается взять на себя посреднические функции в урегулировании проблемы кувейтских военнопленных и пропавших без вести.

Восстановление добрососедских отношений с заливными странами стало возможным благодаря разрешению затянувшихся территориальных споров. В 1992г. посредством прямых переговоров был урегулирован пограничный спор с Султанатом Омана. В нояб. 1995г. министр иностранных дел Омана, выступая на 16 сессии ССАГПЗ, заявил, что Йемен играет большую роль в регионе Персидского залива и в целом в арабских странах.

В 1995г. подписан Меморандум о взаимопонимании с Саудовской Аравией, а в июне 2000г. договор «О международных границах», который подвел окочательную черту под территориальным конфликтом. Саудовская делегация во главе с наследным принцем Абдаллой ибн Абдель Азизом приняла участие в праздничных мероприятиях, посвященных 10 годовщине объединения Йемена. В мае 2001г. президент А.Салех нанес ответный визит в Эр-Рияд. Саудовская сторона выделила ЙР кредиты в 300 млн.долл., на строительство дорог (200 млн.долл.), электрификацию (50 млн.долл.), профобучение (50 млн.долл.), разминирование (3 млн.долл.).

На протяжении 10 лет после кризиса в Персидском заливе, йеменско-кувейтские отношения были «полупрерванными». В 1999г. после визита министра иностранных дел А.Баджамаля в Аль-Кувейт диппредставительства обеих стран удалось повысить до уровня чрезвычайных и полномочных послов. В последние 2 года идет постоянный обмен протокольными посланиями и делегациями. Один из последних визитов состоялся в мае 2002г., когда в Сану прибыл Шейх Салим Ас-Сабах Ас-Салим, председатель национального комитета Кувейта по делам военнопленных и пропавших без вести. Кувейтский банк развития финансирует в Йемене ряд проектов в социально-экономических областях.

Сане удалось укрепить отношения со странами участниками Совета сотрудничества. В 1997г. во время 16 саммита, они дали согласие на принятие к рассмотрению заявки ЙР о вступлении в эту организацию, а в дек. 2001г. (22 сессия) на ее членство в ряде структурных подразделений ССАГПЗ: Совете министров здравоохранения, труда и социального обеспечения; Бюро по образованию и спорту. ЙР также стала участником Футбольного кубка стран Персидского залива. В итоговом документе 22 саммита, проходившего в Маскате, говорится, что данное решение принято с учетом возросшей роли Саны в укреплении стабильности и безопасности на Аравийском полуострове и является первым шагом на пути полной интеграции ЙР в ССАГПЗ.

Наибольшая заслуга в содействии вовлечению Йемена в интеграционный процесс, принадлежит Саудовской Аравии. Вслед за решением 22 саммита в официальной газете «Ас-Саура» была дана высокая оценка усилиям предпринимаемым КСА по лоббированию интересов ЙР в ССАГПЗ.

Йеменское руководство (президент А.Салех, мининдел А.Аль-Керби) и руководство стран членов ССАГПЗ (наследный принц КСА Абдалла ибн Абдель Азиз, мининдел Омана) заявляют , что полное вступление ЙР в ССАГПЗ является вопросом времени. Обе стороны исходят из разного понимания продолжительности этого временного периода. Йемен стремится к форсированию интеграционного процесса, а позиция стран Совета сотрудничества отличается крайней сдержанностью. Включение Йемена в свои ряды они обуславливают необходимостью предварительного проведения им ряда структурных реформ, направленных на достижение одинакового уровня развития со странами Залива в политической, экономической и социальных областях. Этот процесс может затянуться не на один десяток лет, если его реализация вообще возможна, и прежде всего в социально-экономической сфере.

Объемы саудовских инвестиций и экономической помощи оказались не столь велики, как рассчитывали йеменцы. Не решен вопрос о предоставлении Йемену обещанного льготного кредита в 300 млн.долл. для проектов инфраструктуры. Не подписано соглашение о развитии торговых связей между двумя странами. Медленно идет процесс инвестирования саудовских капиталов в Аденскую свободную зону, развитие турсектора йеменской экономики и создание СП. Йеменско-саудовский координационный комитет, который должен рассматривать вопросы развития двустороннего экономического сотрудничества, и который должен был проводить свои заседания раз в полгода, собирается один раз в год. Решения этого Комитета не всегда затрагивают насущные вопросы йеменской экономики. В повестку дня очередного заседания Координационного комитета, которое состоится в июне 2002г. в Эр-Рияде, внесены 4 соглашения, подлежащих подписанию. Это соглашение по почтовому сотрудничеству, соглашение по туризму, соглашение по охране окружающей среды и соглашение о сотрудничестве между министерствами иностранных дел двух стран. В ходе заседания Совместного подготовительного йеменско-саудовского комитета, состоявшегося 30 апр., йеменская сторона ставила вопрос о внесении в повестку дня июньского заседания пункта о выделении 100 млн.долл. на финансирование строительства газовой электростанции в Марибе в дополнение к 50 млн.долл., которые уже выделил Саудовский фонд развития.

Непросто идет процесс реализации Договора о госгранице. Противодействие шейхов ряда приграничных йеменских племен, всячески препятствующих демаркации границ, грозит нанести удар по достигнутым договоренностям. Убийство шейха М.Бен Шаджаа (одного из противников Договора о границах), за которым, по мнению оппозиции, стоит Саудовская Аравия обострило ситуацию в приграничных районах обеих стран.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить