«Мы не могли представить, что Организации ВаршавскОн – один из тех, благодаря кому воссоединение Германии стало во... |
Черногория на шаг приблизилась к членству в НАТОГенеральный секретарь НАТО Андрес Фог Расмуссен поздравил Черногорию с этим ус... |
АФРИКАНСКИЙ СОЮЗАФРИКАНСКИЙ СОЮЗ, АС (African Union, AU) – региональная международная межправительственная ор... |
Содружество демократического выбораСодружество демократического выбора (СДВ) (англ. Community of democratic choice) — «с... |
Уровень концентрации банков СНГ на крупных клиен24 декабря. FINMARKET.RU - Уровень концентрации банков России и других ст... |
Наблюдатели СНГ готовятся к трудностям на украинКИЕВ, 24 декабря. Миссия наблюдателей на президентских выборах на Украине от... |
Как отразится на деятельности СНГ выход из его сНа этот вопрос специально корреспонденту KM.RU Веронике Новиковой ответили: Александр Шатилов, за... |
Председателем Большой восьмерки с 1 января 2010г.Председателем Большой восьмерки (G8) индустриально развитых стран с 1 января 2010г. станет Канада. По... |
Папа Римский доволен итогами саммита G8 в АквилеПапа Римский Бенедикт Шестнадцатый удовлетворен итогами саммита большой восьмерки , состоявшегося 8-10 июля в ит... |
Идея Медведева не прошла в НАТОПервая с окончания войны с Грузией официальная встреча в рамках Со... |
НАТО отвергает идею России о новом пакте безопасНАТО не поддержал планы президента России Дмитрия Медведева о разработке но... |
Как премьер-министр сопротивляется идее вступлен14 сентября 2006 года Виктор Янукович принял участие в X за... |
Европейская ассоциация свободной торговли |
Каталог организаций - Всемирные организации |
Европейская ассоциация свободной торговли EFTA Штаб-квартира: Женева Тип организации: Международная организация Руководители Основание Основание 1960 Формирование и развитие ЕАСТ В тот период, когда началась деятельность Европейского сообщества, в Европе возникло и другое интеграционное объединение. Соперничество Великобритании с Францией и ФРГ на рубеже 1950—1960-х годов сделали невозможным её вступление в ЕЭС («Общий рынок»). Создание второго интеграционного объединения в определённом смысле отражало это соперничество. Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) была создана 3 мая 1960 как альтернатива для европейских государств, которые не могли или не желали присоединиться к Европейскому экономическому сообществу (теперь Европейский союз) и считали планы создания Европейского общего рынка слишком амбициозными. Конвенция по ЕАСТ была подписана 4 января 1960 в Стокгольме семью государствами: Австрией, Исландией, Лихтенштейном, Норвегией, Финляндией, Швейцарией и Швецией. Сегодня только Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн остаются членами ЕАСТ. Стокгольмская конвенция была впоследствии заменена в соответствии с Вадуцской конвенцией. Эта Конвенция предусматривала либерализацию торговли среди государств-членов ассоциации к 1970 году путём снижения таможенных пошлин и свертывания количественных ограничений. ЕАСТ ограничивалась более скромными задачами, чем ЕС. По Стокгольмской конвенции, таможенная политика ЕАСТ распространялась только на промышленные товары. Страны ЕАСТ не вводили единого тарифа на продукты, импортируемые из третьих стран, и сохраняли национальные таможенные пошлины, осуществляя таким образом самостоятельную торговую политику. Три страны ЕАСТ являются частью внутреннего рынка Европейского союза через Соглашение о Европейском экономическом пространстве (ЕЭП), которое вступило в силу в 1994. Четвёртая страна, Швейцария, решила заключить двусторонние соглашения с ЕС. Кроме того, государства ЕАСТ совместно заключили соглашения о свободной торговле со множеством стран во всем мире. Однако первоначальными членами были Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Австрия, Швейцария и Португалия. Финляндия стала ассоциированным членом в 1961 (в 1986 стала полноправным членом), а Исландия вошла в состав ЕАСТ в 1970. Лихтенштейн присоединился в 1991 (предварительно, его интересы в ЕАСТ представляла Швейцария). Европейской ассоциацией свободной торговли управляет Совет ЕАСТ, состоящий из представителей стран-участниц и избирающийся на уровне министров. Совет контролирует ход выполнения Конвенции об учреждении ЕАСТ, разрабатывает рекомендации правительствам стран-участниц, создает комитеты по различным вопросам, например, по тарифам, бюджету и т. д. Текущими делами ЕАСТ занимается постоянный Секретариат. Все руководящие органы Ассоциации, в отличие от органов ЕЭС, выполняют преимущественно консультативные функции. Кроме того, в связи с Соглашением о Европейском экономическом пространстве 1992, были учреждены ещё две организации ЕАСТ: Наблюдательный орган ЕАСТ и Суд ЕАСТ. Секретариат ЕАСТ размещен в Женеве (Швейцария). Штаб-квартира Наблюдательного органа ЕАСТ находится в Брюсселе (так же, как и штаб-квартира Европейской комиссии), в то время как Суд ЕАСТ размещен в Люксембурге (как и Европейский суд). Таким образом, ЕАСТ представляет собой менее развитую интеграционную форму: при осуществлении свободной торговли между входившими в неё странами ни одна из них не поступалась какими-либо элементами своего суверенитета, к тому же не были созданы институты, обладавшие законодательной властью. Страны ЕАСТ оказались слабо связанными между собой экономически, она не смогла продвигаться по пути интеграции столь же эффективно, как ЕС. К началу 1970-х в ЕАСТ был завершен процесс создания зоны свободной торговли. Она стала наиболее известной и значимой из всех уже построенных ассоциаций свободной торговли. Наметились тенденции к перерастанию этой организации в более развитые формы интеграции, в частности в экономический союз, но эти тенденции не были реализованы. Хотя планы создания ассоциации свободной торговли в Европе удалось претворить в жизнь, этот интеграционный процесс в странах ЕАСТ не оказывал такого же благотворного воздействия на экономику, как в конкурирующем с ней Европейском экономическом сообществе. Перед Великобританией и другими странами ЕАСТ встала дилемма: или укреплять ЕАСТ, или добиваться присоединения к ЕЭС. Великобритания извлекла выгоду из необходимости общих тарифов для членов ЕАСТ, импортируя товары из Содружества Наций и продавая их другим членам ЕАСТ. Из-за быстрого развития ЕЭС и решения сосредоточиться на Европе, а не на Соединенных Штатах и нациях Содружества, типа Австралии, Канады и Новой Зеландии, как на торговом партнере, Великобритания попросила членство в ЕЭС в 1961 (однако стала членом лишь в 1973). Таким образом, она сделала выбор в пользу участия в «Общем рынке». За ней последовали Дания и Ирландия, экономически тесно связанные с Великобританией и имевшие с ней договор о торговой ассоциации. Одна за другой страны ЕАСТ стали выходить из этой организации и присоединяться к ЕС. Португалия оставила ЕАСТ в 1986, Австрия, Швеция и Финляндия вошли в Европейский союз в 1995 и, таким образом, прекратили быть членами ЕАСТ. Норвежцы дважды отклонили на референдумах присоединение к ЕС. Во время первого референдума (1972) присоединились их соседи датчане. Во второй раз (1994) два других скандинавских соседа Норвегии — Швеция и Финляндия вошли в Европейский союз. Два последних правительства Норвегии были неспособны и несклонны поднять этот вопрос, поскольку они оба были коалиционными правительствами, состоящими и из сторонников и из противников присоединения. Исландия вряд ли присоединится к ЕС в ближайшем будущем из-за политического безразличия к Союзу. Только одна партия поддерживает начало переговоров о вступлении. С тех пор как Швейцария отклонила присоединение к ЕЭП в 1992, референдум по вопросу о членстве в ЕС был проведен ещё раз в 2001 и также закончился отрицательно. В середине 2005 представители Фарерских островов намекнули на возможность присоединения их территории к ЕАСТ. Однако, положительный ответ на предложение фарерцев на членство сомнительны, потому что, согласно Соглашению ЕАСТ, только государства могут стать членами Ассоциации, тогда как Фарерские острова являются автономным регионом Дании. Отношения в рамках Европейского экономического пространства Согласно концепции председателя Европейской комиссии Ж. Делора, выдвинутой им в 1988 г., страны ЕАСТ, за исключением Швейцарии, с 1994 входят во второй концентрический круг формирования Европейского экономического пространства (ЕЭП). На самом деле процессы экономической интеграции стран ЕС и стран, входящих в ЕАСТ, развиваются с 1950-х гг. Первоначально это была рыночная интеграция, не сопровождавшаяся созданием каких-либо институциональных рамок экономических взаимосвязей между двумя интеграционными группами. Первым крупным шагом на пути институционализации было соглашение 1974 г., вводившее свободное движение промышленных товаров в регионе, охватываемом ЕС и ЕАСТ. Создание ЕЭП имеет ещё большее значение, поскольку предусматривает свободное передвижение четырёх факторов производства — товаров, услуг, капитала и рабочей силы. ЕЭП создано одновременно с единым рынком ЕС, то есть к 1 января 1993 г. Переговоры, имевшие целью подготовку текста соглашения, начались в июне 1990 г. На совещании министров государств-членов ЕС и ЕАСТ, состоявшемся 19 декабря 1990 в Брюсселе, были согласованы позиции по ряду важных аспектов будущего соглашения, в том числе по вопросам институциональной структуры ЕЭП. После двух лет переговоров ЕАСТ и ЕЭС в мае 1992 подписали соглашение о Европейском экономическом пространстве. Оно вступило в силу 1 января 1994 г. Швейцария оказалась единственной страной, которая не присоединилась к ЕЭП, так как общенациональный референдум высказался против этого. Наблюдательный орган ЕАСТ и Суд ЕАСТ регулируют действия членов ЕАСТ относительно их обязательств по Европейскому экономическому пространству (ЕЭП). Так как Швейцария не является членом ЕЭП, она не участвует в этих учреждениях. Наблюдательный орган ЕАСТ выполняет роль Европейской комиссии как «гарант соглашений» для стран ЕАСТ, в то время как Суд ЕАСТ выполняет для них роль Европейского суда. В первоначальном плане ЕЭП не было ни Суда ЕАСТ, ни Наблюдательного органа ЕАСТ, и Европейский суд с Европейской комиссией должны были осуществлять их роли. Однако, в течение переговоров относительно соглашения о ЕЭП, Европейский суд сообщил Совету Европейского союза в письменной форме, что, по его мнению, предоставление полномочий учреждениям ЕС относительно государств-нечленов ЕС будет нарушением соглашений, и поэтому была развита текущая договоренность. В 1975 был основан Фонд Португалии, когда Португалия ещё была членом ЕАСТ, с целью обеспечить финансирование развития и реконструкции Португалии после падения диктатуры. Когда Португалия оставила ЕАСТ в 1985, оставшиеся члены ЕАСТ решили, тем не менее, оставить Фонд Португалии, таким образом Португалия продолжит извлекать из этого выгоду. Фонд первоначально принял форму ссуды под низкий процент от государств-членов ЕАСТ для Португалии в размере 100 миллионов долларов США. Выплата должна была первоначально начаться в 1988, но ЕАСТ тогда решила отложить начало выплат до 1998. Фонд Португалии был к настоящему времени расформирован государствами-членами. ЕАСТ также создала Пробирное соглашение и Соглашение о Фармацевтической инспекции, оба из которых открыты для государств, не входящих в Европейскую ассоциацию свободной торговли. Далее приводится таблица сранения существующих сегодня региональных блоков. Договор о создании ЕАСТ (European Free Trade Association, EFTA) был подписан 20 ноября 1959 г. в Стокгольме и вступил в силу 3 мая 1960 г. Основными целями ЕАСТ являются: ЕАСТ имеет следующую структуру: В середине 1959 г. (уже после создания ЕЭС) Скандинавские страны предложили создать объединение свободной торговли из западноевропейских стран, не вошедших в ЕЭС. Договор был подписан семью странами: Австрией, Великобританией, Данией, Норвегией, Португалией, Швейцарией и Швецией. Согласно договору о создании ЕАСТ не предполагается установление единых таможенных пошлин в отношении третьих стран. Это усложняет торговый обмен между странами-участницами, так как существует опасность проникновения на территорию какой-либо страны — участницы ЕАСТ товаров из третьих стран через другую страну-участницу. Для того чтобы не допустить этого, создана специальная система контроля за происхождением товаров. Товарами, происходящими из стран-участниц, считаются такие, в которых стоимость сырья и полуфабрикатов, импортированных из третьих стран, не превышает 50 %. Договор о создании ЕАСТ также не предусматривает проведение совместной экономической политики, свободное перемещение капитала и рабочей силы. Все его положения ограничиваются внешней торговлей. Большинство стран-участниц ЕАСТ во главе с Великобританией рассматривали Ассоциацию как временную организацию, которая усилит их позиции в будущих переговорах о вступлении в ЕЭС. В августе 1961 г. с такой просьбой выступили Великобритания и Дания, а несколько позже — Австрия, Швейцария, Швеция и Норвегия. Великобритания проводила переговоры с ЕЭС с учетом интересов остальных стран-участниц ЕАСТ. В результате негативной позиции Франции эти переговоры закончились провалом в январе 1963 г., что привело к активизации деятельности ЕАСТ. К 1 января 1967 г. были ликвидированы все таможенные пошлины и количественные ограничения в торговле промышленными товарами между странами-участницами (кроме Португалии). Год спустя были ликвидированы таможенные пошлины между ЕАСТ и Финляндией. Существование ЕАСТ в значительно сокращенном составе после 1995 г. ставит под сомнение длительную жизнеспособность этой организации, хотя, как и раньше, она может выполнять роль «зала ожидания» для стран, желающих вступить в ЕС. В результате подписания в 1992 г. государствами-членами ЕАСТ, ЕС и его государствами-членами Договора об образовании Европейского экономического пространства (European Economic Area, EEA) был создан рынок, объединяющий 18 стран с населением около 370 млн человек. Структура ЕЭП: Государства-члены ЕАСТ учредили: В феврале 1991 г. в результате встречи на высшем уровне Венгрии, Польши и Чехословакии в г. Вышеграде (Венгрия) образована субрегиональная организация, не предусматривающая создания постоянных органов. Эта организация впоследствии была названа Вышеградской группой. Создание Вышеградской группы, инициатором которой считается премьер-министр Чехии В. Клаус, было предопределено необходимостью развития внутрирегиональной торговли и объединения усилий по подготовке интеграции в ЕС в условиях развала прежних интеграционных структур и проблематичности быстрой переориентации торговых потоков на Запад. Первоначально страны-участницы не предполагали принятия новых членов, но впоследствии такая возможность была предоставлена странам, удовлетворяющим трем основным требованиям: С 1 января 1996 г. очередной стороной соглашения стала Словения, с 1 июля 1997 г. — Румыния, а с 1 января 1999 г. — Болгария. Цель ЦЕФТА — стимулирование развития торгово-экономических, научно-технических и кооперационных связей внутри блока с перспективой создания к 2002 г. зоны свободной торговли. В то же время внутрирегиональная интеграция рассматривается не как самоцель, а как промежуточный этап вступления в ЕС, позволяющий нивелировать некоторые проблемы, связанные с тем, что экономики стран — участниц ЦЕФТА скорее однотипны, чем взаимодополняемы, их рынки бедны капиталом, ограничены в сфере высоких технологий, дефицитны по сырьевым (в том числе и по энергетическим) ресурсам. Кроме того, страны — участницы ЦЕФТА имеют крупное отрицательное сальдо внешней торговли, большая часть которого приходится на страны ЕС *. Эти и другие экономические проблемы разрешаются не в рамках ЦЕФТА, а именно в проходящем в настоящее время процессе интеграции в ЕС. Предпринимаются также шаги по сближению законодательства стран ЦЕФТА с нормами Договора о Европейском экономическом пространстве. К началу Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (ЦЕФТА). В. И. Фомичев. Международная торговля Развитие ЦЕФТА обусловлено объективными трудностями и огромным стремлением стран-участниц интегрироваться в западноевропейские структуры. В этой связи не было принято предложение Словакии о создании институциональных органов Соглашения. |
Читайте: |
---|