С ростом преступности на рубеже XIX и XX
веков стал вопрос о консолидации полицейских учреждений разных стран в борьбе с нею в международном масштабе. Такую задачу поставила перед собой организация, ставшая впоследствии называться Интерполом.
Предпосылкой создания Интерпола можно считать прошедший в 1914 году под патронажем герцога Монако Альберта I Международный конгресс уголовной полиции. На нём представители 14 государств обсудили вопросы координации усилий полицейских органов разных стран в борьбе с возрастающей преступностью. Но начавшаяся мировая война на время оттеснила данный вопрос из повестки дня.
К вопросу о сотрудничестве вернулись только тогда, когда новая волна преступности захлестнула послевоенную разрушенную Европу. Ряд предложений по организации сотрудничества полицейских органов различных стран на рассмотрение руководителей полицейских ведомств внёс в 1919 году руководитель королевского жандармского корпуса Голландии Ван Хутен . Именно он предложил создать в каждой стране национальные полицейские центры, которые постоянно поддерживали бы контакты между собой, что позднее было реализовано в создании в каждой стране-участнице Интерпола Национального центрального бюро. В 1923 году в Вене состоялся II Международный конгресс уголовной полиции, в результате которого была создана Международная комиссия уголовного права (МКУП). Первоначально она была вспомогательным органом всемирного конгресса и полностью финансировалась Австрией. Позднее страны-участницы стали вносить ежегодные взносы. Не предвидя возможную узурпацию власти одним государством, страны, участвовавшие в конгрессе, решили, что Президентом МКУП должен быть полицай-президент Австрии.
В 1938 году после «присоединения» Австрии к Германии вся документация МКУП оказалась в руках фашистского правительства, которое использовала её в своих целях. Множество преступников, имена которых были в картотеке МКУП, «приглашались» работать на спецслужбы Третьего рейха. Естественно, что в этот период прекратилось какое-либо сотрудничество в рамках МКУП.
В 1946 году был созван очередной конгресс в Брюсселе, где было заявлено о необходимости возобновления контактов в рамках МКУП, приняты временные положения о целях, задачах и принципах деятельности. Новой штаб-квартирой был избран Париж. Дабы исключить возможность гегемонии в комиссии одной страны, её президент стал избираться из представителей разных государств. В этом году в МКУП входило 17 стран, но с каждым последующим годом их число стало увеличиваться. В 50-ых годах стало ясно, что МКУП является самостоятельной организацией. И в 1956 году принимается Устав, в котором МКУП уже официально называется Международной организацией уголовной полиции (МОУП) - Интерпол .
С годами число стран-участниц продолжало расти, усовершенствовались технические средства, обеспечивавшие связь. Организация уже не вмещалась в своём здании в предместье Парижа Сен-Дени. К 1989 году было построено новое здание в городе Лионе на юге Франции.
Долгим и спорным был вопрос о вступлении в Интерпол Советского Союза, да и вообще о членстве в нём социалистических государств. Ведь «железные» границы этих государств не позволяли активно развернуться международной преступности. С началом реформ во второй половине 80-ых годов было принято решение о вступлении в эту Организацию СССР. В 1990 году он стал полноправным членом МОУП. Его правопреемником оказалась Российская Федерация. В начале 90-ых в Интерпол вступили все новые независимые государства и на сегодняшний день число членов МОУП достигло 181 .
Структура Интерпола и компетенция его органов закреплены в Уставе Организации.
Высшим органом Организации является периодически (раз в год) созываемая Генеральная Ассамблея, к участию в работе которой приглашаются делегаты всех стран - членов Организации. Генеральная Ассамблея принимает наиболее важные решения, касающиеся общей политики, ресурсов, необходимых для международного сотрудничества, методов работы, финансов и программ мероприятий. Генеральная Ассамблея принимает решения простым большинством в форме резолюций и рекомендаций, а также избирает некоторых должностных лиц Организации. Каждый Член Организации при голосовании имеет один голос, что обеспечивает равные условия всем странам-участницам. Исполнительным органом Интерпола является Исполнительный комитет, состоящий из 13 членов, избираемых Генеральной Ассамблеей из своего состава и представляющих различные страны. Президент Организации избирается на 4 года без права повторного избрания . Он председательствует на сессиях Генеральной Ассамблеи и заседаниях Исполкома, следит за правильным исполнением решений Организации всеми её органами и осуществляет контакты с Генеральным Секретариатом. Исполнительный комитет собирается 3 раза в год и осуществляет контроль за исполнением решений Генеральной Ассамблеи, готовит повестку дня её сессий, утверждает программы действий и проект бюджета перед их принятием на Генеральной Ассамблеи, а также контролирует деятельность Генерального Секретариата.
Генеральный Секретариат является административным и техническим органом Интерпола. Он проводит в жизнь решения Генеральной Ассамблеи и Исполнительного комитета, направляет и координирует действия, направленные на борьбу с международной преступностью, собирает информацию по преступлениям и преступникам, осуществляет контакты с национальными и международными организациями. Все работники Генерального Секретариата выступают от имени Организации, а не какой-то одной страны. Генеральный Секретариат состоит из: Службы Генерального секретаря, Административного отдела (управление счетами и штатом Организации, подготовка сессий и других заседаний Организации, делопроизводство), Полицейского отдела (сбор полицейской информации и ведение международных уголовных дел, организация конференций по отдельным делам или темам), Научно-исследовательского отдела (подготовка правовых документов для работы Организации, консультирование по правовым вопросам), Отдела технического обеспечения.
В составе Интерпола выделяют также такой специфический орган, как Национальное центральное бюро (НЦБ). Национальные центральные бюро в соответствии со статьёй 32 Устава образуются в полицейской службе каждой страны-члена Интерпола. Они «в пределах законодательства своих стран должны делать всё возможное для добросовестного участия» в деятельности Организации. Для помощи в определённой сфере Интерпол может консультироваться с Советниками, назначаемыми Исполнительным комитетом. Иногда в структуре Интерпола отдельно выделяют Постоянный комитет по информационным технологиям, который состоит из технических директоров (специалистов) нескольких НЦБ и советует Исполнительному комитету по вопросам внедрения нового оборудования, необходимого для эффективной работы Интерпола.
|