Южноамериканское сообщество нацийФлаг Южной Америки Герб Южной Америки Союз южноамериканских наций (англ. Union of So... |
FIDIC - Международная Федерация инженеров-консультФИДИК (Международная федерация инженеров-консультантов) учреждена в Бельгии в ... |
Организация по безопасности и сотрудничеству в ЕврФлаг/Герб Статус региональная орагнизация Структурные подразделения Основными органами организации являются Саммит (Встреча на вы... |
Збигнев Бжезинский о НАТО и “Глобальной сети безКиев, 7 сентября 2009 года – Американский Институт в Украине (А... |
Уровень концентрации банков СНГ на крупных клиен24 декабря. FINMARKET.RU - Уровень концентрации банков России и других ст... |
Наблюдатели СНГ готовятся к трудностям на украинКИЕВ, 24 декабря. Миссия наблюдателей на президентских выборах на Украине от... |
Как отразится на деятельности СНГ выход из его сНа этот вопрос специально корреспонденту KM.RU Веронике Новиковой ответили: Александр Шатилов, за... |
Председателем Большой восьмерки с 1 января 2010г.Председателем Большой восьмерки (G8) индустриально развитых стран с 1 января 2010г. станет Канада. По... |
Папа Римский доволен итогами саммита G8 в АквилеПапа Римский Бенедикт Шестнадцатый удовлетворен итогами саммита большой восьмерки , состоявшегося 8-10 июля в ит... |
Идея Медведева не прошла в НАТОПервая с окончания войны с Грузией официальная встреча в рамках Со... |
НАТО отвергает идею России о новом пакте безопасНАТО не поддержал планы президента России Дмитрия Медведева о разработке но... |
Как премьер-министр сопротивляется идее вступлен14 сентября 2006 года Виктор Янукович принял участие в X за... |
Россия – НАТО: работа над ошибками |
Каталог организаций - Блоки и договоры |
Решение России ввести мораторий на ДОВСЕ в полной мере соответствует требованиям обеспечения национальной безопасности В итоговом документе саммита НАТО, прошедшем 3-4 апреля с.г. во Франции и Германии, ряд разделов посвящен партнерству между Россией и альянсом. Крупными мазками показывается особое значение России как партнера и страны, соседней с территорией государств альянса. Отмечается наличие общих интересов в сфере безопасности, включая стабилизацию обстановки в Афганистане, контроль над вооружениями, разоружение и нераспространение ОМУ и средств его доставки, урегулирование кризисов, борьбу с терроризмом и пиратством на море. 29 апреля состоялось заседании Совета Россия – НАТО на уровне послов, однако казалось бы «размороженное» недавно сотрудничество вновь забуксовало. Сорвана встреча начальников Генеральных штабов, отложено заседание министров иностранных дел России и НАТО. Александр БАРТОШ В чем тут дело? Анализ позиции и практических действий НАТО по ряду ключевых проблем международной безопасности заставляет подумать об обстоятельной работе над ошибками, которые оказывают нередко определяющее влияние на состояние и без того прохладной атмосферы партнерских отношений России и альянса. В числе таких ошибок и стойкое нежелание альянса учитывать российские интересы в вопросах расширения, планы размещения американской ПРО в Восточной Европе, ратификация адаптированного ДОВСЕ. Весьма формальным и нацеленным на получение односторонних преимуществ является и отношение альянса к обязательствам, зафиксированным в Римской декларации 2002 г. о создании СРН. В этом контексте вызывает сомнения и искренность высказанной в итоговом документе решимости использовать потенциал Совета Россия – НАТО как «форума для политического диалога по широкому кругу проблем, включая те из них, по которым есть согласие, так и по которым согласия нет». Практические действия НАТО в ходе недавних событий на Кавказе не поддаются никакой логике. Как увязывается с заявленной выше позицией одностороннее решение альянса приостановить работу Совета Россия – НАТО? Надо было бы поступить прямо наоборот. Как раз в критической ситуации следовало незамедлительно созвать СРН, чтобы обсудить вспыхнувший конфликт и попытаться выработать совместную позицию. В этой ситуации, заметим, Европейский Союз оказался куда как более оперативным партнером России. Однако НАТО неймется. Вопреки позиции Москвы, альянс пошел на проведение в мае-июне в Грузии военных учений, которые грозят очевидными осложнениями и не способствуют восстановлению полноформатного сотрудничества между Россией и НАТО. Наряду с традиционными заверениями в приверженности букве и духу Основополагающего акта и Римской декларации (2002 г.), итоговый документ содержит весьма жесткие претензии к России по комплексу внешнеполитических проблем. Это, прежде всего, действия Москвы в конфликте на Кавказе в августе прошлого года, признание Абхазии и Южной Осетии и учреждение в этих республиках военного присутствия на основе двусторонних межправительственных соглашений. В соответствии с традициями двойной дипломатии, давно уже ставшими нормой в отношениях Запада с остальным миром, лидеры НАТО сослались на основополагающие принципы ООН и ОБСЕ и сочли уместным предложить России пересмотреть решение о признании новых независимых государств и вывести своих военных за их пределы. Действия самого Запада по признанию независимости Косово, предпринятые в нарушение резолюции СБ ООН №1244, при этом остались за скобками. Невольно возникает вопрос: «А готова ли НАТО в свою очередь пересмотреть решения о расширении блока, принятые вопреки данным лидерами альянса известным обязательствам»? Россию обвиняют также в невыполнении обязательств по ДОВСЕ, которые само НАТО, якобы, полностью соблюдает. По мнению НАТО, взятые на себя Россией Стамбульские обязательства должны быть выполнены до ратификации ДОВСЕ. При этом лидеры альянса вновь проигнорировали сложившуюся в настоящее время ситуацию, когда многие из вступивших в НАТО стран не являются участниками ДОВСЕ, а Болгария и Румыния – относятся к категории «фланговых» государств, то есть ограничения на их вооружения и технику накладывались договором без учета присоединения к альянсу. Сегодня эти государства совсем не желают переходить из «восточной группы стран» в «западную группу стран». А прием в НАТО новых членов – не участников ДОВСЕ (особенно трех стран Балтии) вообще нанес сокрушительный удар по режиму действующего договора. Призывая Россию хранить верность принципам Основополагающего акта, НАТО в то же время отказывается всерьез обсуждать факты о модернизации инфраструктуры аэродромов, портов, подготовке законодательной базы в Болгарии, Польше и Румынии для перевода на территорию этих государств на постоянной основе боевых войск и сил США. В этом контексте нарушения Основополагающего акта Россия – НАТО совершенно очевидны, так как там записано, что «НАТО и Россия не рассматривают друг друга как противников» и что «ни одна из сторон не стремится нанести ущерб безопасности другой стороны». Выделены там и намерения обеих сторон «предотвращать какие-либо дестабилизирующие наращивания в различных регионах Европы и в Европе в целом». Новый президент США Барак Обама уже после завершения саммита подтвердил планы по развертыванию американских противоракет в Польше и радиолокационной станции в Чехии. Здесь тоже очевидное нарушение Основополагающего акта, поскольку США не имеют права осуществлять такие действия именно как член НАТО, подписавший документ. Кроме того, отказ одной из стран альянса от ранее взятых обязательств вообще ставит под сомнение основополагающий характер документа, на котором базируются отношения Россия – НАТО. В этих условиях решение России ввести мораторий на ДОВСЕ в полной мере соответствует требованиям обеспечения национальной безопасности, а проблемы с вывозом российских боеприпасов из Приднестровья (о которой говорят в НАТО и ОБСЕ) никак не связаны с выполнением договоренностей по ДОВСЕ. Не способствует укреплению взаимного доверия и сохраняющийся курс альянса на дальнейшее расширение за счет Украины и Грузии. Совместная работа над ошибками должна способствовать оздоровлению Совета Россия – НАТО. На этом пути необходимо будет сконцентрировать усилия на нескольких взаимосвязанных областях и задачах, в том числе: — радикально совершенствовать возможности Совета Россия – НАТО как консультативного механизма для работы, прежде всего, в период кризиса, способного сдерживать разноглася и ослаблять их возможное негативное влияние в случаях, когда отсутствует возможность урегулирования. — претворять в жизнь базовый принцип СРН – неделимость безопасности: никто не должен обеспечивать свою безопасность за счет других; — найти выход из неприемлемой ситуации, когда практически на каждом заседании СРН Россия сталкивается с тщательно проработанной и согласованной позицией всего альянса. Здесь налицо очевидное противоречие Римской декларации 2002 г., где зафиксировано положение о равноправии всех членов Совета и их участии в национальном качестве; — выработать практическую повестку дня СРН с целью определения совместных задач по стабилизации Афганистана, где настоятельно заявляет о себе необходимость налаживания взаимодействия между НАТО и Организацией договора по коллективной безопасности (ОДКБ); — использовать перечисленные выше меры в качестве надежной основы, способствующей повышению способности НАТО и РФ совместно противодействовать угрозам, помогающей стабилизировать ситуацию в тех регионах мира, откуда исходит потенциальная угроза России, Европе и Соединенным Штатам, а также обеспечивающей формирование более благоприятной обстановки в будущем, отвечающей как взаимным интересам, так и интересам мирового сообщества в целом; — сохранять и укреплять международную безопасность и стратегическую стабильность путем адаптации существующих режимов контроля над вооружениями к новым глобальным реальностям; — обеспечивать доведение информации о деятельности СРН до правительств и общественности России и стран-членов НАТО с целью их ознакомления с проводимыми акциями и предпринимаемыми усилиями и добиваться их поддержки общественностью и парламентами. В целом меняющаяся ситуация в области безопасности представляет собой уникальную возможность для России, Соединенных Штатов, Европейского Союза и НАТО не только пересмотреть состояние их отношений друг с другом, но и осознать существование взаимозависимости в обеспечении жизненно важных потребностей безопасности, которые невозможно обеспечивать в одиночку. Если взаимная необходимость и готовность полагаться друг на друга, отказ от демагогии и обещаний, которые заведомо не будут выполняться, станут неотъемлемой частью политического диалога, то со временем удастся преодолеть многие трудности, стоящие на пути к сотрудничеству. Александр Александрович Бартош – член-корреспондент АВН, эксперт Центра военно-дипломатического анализа и оценок Лиги военных дипломатов |
Читайте: |
---|