Организации:

АФРИКАНСКИЙ СОЮЗ

News image

АФРИКАНСКИЙ СОЮЗ, АС (African Union, AU) – региональная международная межправительственная ор...

Организация Восточно-карибских государств

News image

Карта стран-участников Организации Восточно-карибских государств Организация Восточно-карибских государств (англ. OrganisationofEasternCaribbeanStates (OECS)) — ...

Что мы знаем об Интерполе

News image

С ростом преступности на рубеже XIX и XX веков стал во...

Россия – НАТО: работа над ошибками

News image

Решение России ввести мораторий на ДОВСЕ в полной мере соответствует тр...

СНГ сегодня:

Уровень концентрации банков СНГ на крупных клиен

24 декабря. FINMARKET.RU - Уровень концентрации банков России и других ст...

Наблюдатели СНГ готовятся к трудностям на украин

КИЕВ, 24 декабря. Миссия наблюдателей на президентских выборах на Украине от...

Как отразится на деятельности СНГ выход из его с

На этот вопрос специально корреспонденту KM.RU Веронике Новиковой ответили: Александр Шатилов, за...

Новости G8:

Председателем Большой восьмерки с 1 января 2010г.

News image

Председателем Большой восьмерки (G8) индустриально развитых стран с 1 января 2010г. станет Канада. По...

Папа Римский доволен итогами саммита G8 в Аквиле

News image

Папа Римский Бенедикт Шестнадцатый удовлетворен итогами саммита большой восьмерки , состоявшегося 8-10 июля в ит...

Влияние НАТО:

Идея Медведева не прошла в НАТО

Первая с окончания войны с Грузией официальная встреча в рамках Со...

НАТО отвергает идею России о новом пакте безопас

НАТО не поддержал планы президента России Дмитрия Медведева о разработке но...

Как премьер-министр сопротивляется идее вступлен

14 сентября 2006 года Виктор Янукович принял участие в X за...


Россия-НАТО: осторожное потепление началось
Каталог организаций - Блоки и договоры

  россия-нато: осторожное потепление началось

Совет Россия-НАТО, на первом за полтора года заседании, одобрил три документа, в том числе рабочий план действий на 2010 год, предусматривающий возобновление сотрудничества в военной сфере. Стороны также согласились активизировать сотрудничество в борьбе с терроризмом, пиратством, наркоторговлей, нераспространением оружия массового уничтожения и т.д. Однако эксперты сомневаются, что отношения между альянсом и Россией улучшатся кардинально.

Отношения с НАТО на протяжении почти двух десятилетий остаются одной из основных проблем внешней политики России. Прием в члены альянса сначала бывших социалистических государств Восточной Европы (1997 и 2004), а впоследствии – и стран Балтии (2004) вызвал негативную реакцию со стороны России. В 1995 году российские войска приняли участие в миротворческой операции под эгидой НАТО в Боснии-Герцеговине. Прием Чехии, Польши и Венгрии в состав НАТО в 1997 году был сопровожден созданием Совместного Постоянного Совета Россия-НАТО. Следующий кризис в отношениях произошел в 1999 году, когда НАТО, несмотря на возмущение России, провело операцию в Косово.

Шанс улучшить отношения появился после терактов 11 сентября 2001 года в США, когда и НАТО, и Россия осознали, что имеют общего врага – международный терроризм. Кроме этого, Россия и альянс традиционно пытаются сотрудничать и по иным направлениям – например, в деле борьбы с распространением оружия массового уничтожения. Вновь возникшее сотрудничество ознаменовалось созданием нового органа – Совета Россия-НАТО – и даже проведением совместных учений. Однако примерно в начале 2007 года, после того, как появилась возможность принятия в состав НАТО Украины и Грузии, отношения Москвы и Брюсселя вновь стали осложняться. Негатива добавили планы США по размещению систем противоракетной обороны в Восточной Европе и перспектива создания американских военных баз в Болгарии и Румынии. В августе 2008 года отношения России и НАТО полностью прервались, что стало одним из результатов войны в Южной Осетии.

Опрошенные «Голосом Америки» эксперты считают, что не стоит рассчитывать на то, что Россия и НАТО смогут кардинально улучшить отношения.

Джастин Логан, директор отдела внешнеполитических исследований Института Катона (Вашингтон, США) отмечает: «Конечно, возможно абсолютно все. Но то, что возможно, не обязательно становится реальностью. История взаимоотношений альянса и России дает основания для сомнений в том, что возможна реальная «перезагрузка» отношений. Так, в Вашингтоне продолжают проявлять беспокойство относительно политических условий в России. Масла в огонь подлило вчерашнее заявление премьер-министра Путина о том, что он может вновь стать формальным главой государства. Речь идет о целом наборе самых различных причин – как внутренних, так и внешнеполитических. Поэтому, на мой взгляд, несмотря на искреннее желание провести настоящую «перезагрузку» отношений НАТО и России, надежд на это немного».

Тод Линдберг, научный сотрудник Института Гувера, также выражает лишь осторожный оптимизм. По его мнению, возможно лишь некоторое улучшение отношений: «Есть ряд фундаментальных проблем, которые разделяют Москву и правительства стран НАТО. И, как мне кажется, любые попытки России обеспечить свое преобладание в регионах, которые она считает своей сферой влияния, приведут к противодействию со стороны США. Возможно и к активному противодействию».

В отношениях Североатлантического альянса и России накопилось достаточно много проблем. Государства Восточной Европы и Балтии выражали недовольство политикой Москвы (к примеру, в 2007 году Эстония подверглась масштабной кибератаке, которая, как считается, была организована в России). Норвегия, Дания, Канада и США выражали обеспокоенность попытками России заявить свои права на часть океанского шельфа и подкрепить эти шаги с помощью военной силы.

В свою очередь Россия считает одной из угроз своей безопасности расширение НАТО на Восток. Линдберг убежден, что этот процесс не несет никакой угрозы для России: «НАТО активно развивалось после окончания «холодной войны», потому что народы многих стран желали присоединиться к альянсу. Они видели свое будущее в трансатлантических и паневропейских институтах. Лучшее, что может сделать Москва в этой ситуации – осознать это. Для России лучше, когда на ее границах располагаются государства, которые ощущают себя в безопасности. Именно этот подход и должен стать основой для сотрудничества между Россией и государствами НАТО, Европейским Союзом и США».

Томас Валасек, директор отдела внешней политики и обороны Центра европейских реформ (Лондон, Великобритания) считает, что ныне НАТО и Россия в состоянии наладить эффективный диалог: «Наибольшей проблемой НАТО были серьезные различия в позициях государств-членов альянса относительно России. Одна группа членов НАТО смотрела на Россию, прежде всего, как на экономического партнера, другая группа – в первую очередь центрально - и восточноевропейские государства – воспринимала Россию, прежде всего, как угрозу их безопасности. Но в последние годы эти позиции начали постепенно сближаться. Некоторые страны, которые ранее выражали наибольшую тревогу относительно действий Москвы – например, Польша – начали поддерживать идею вовлечения России в дела Альянса. Другие государства, которые традиционно теплее относились к России – например, Германия – начали проявлять скептицизм в отношении внешней политики России и обращать внимание на внутрироссийские политические проблемы».

Аналогичные тенденции наблюдает Джастин Логан: «В последние месяцы государства Восточной Европы пытаются налаживать отношения с Россией, прежде всего по экономическим причинам».

В последние годы наибольшее недовольство Москвы вызывали попытки вступления в НАТО Грузии и Украины. Украина официально заявила о своем намерении присоединиться к этому блоку в 1997 году, Грузия – в начале 2002. В апреле 2008 году на саммите НАТО в Бухаресте странами-участницами было принято решение о том, что Грузия и Украина обязательно станут членами альянса. В апреле 2009 года главы государств, входящих в состав НАТО, опубликовали совместную декларацию, в которой пообещали, что в будущем Грузия и Украина станут членами блока, правда, конкретные сроки указаны не были. Джастин Логан говорит, что ныне западноевропейцы не особенно желают приема в НАТО Грузии и Украины: «Одной из причин этого стал экономический кризис, который привел к серьезной дестабилизации Восточной Европы и увеличил зависимость многих государств от экономических связей с Россией».

Тод Линдберг убежден, что вступление Украины и Грузии в НАТО не создаст угрозу для России: «Никто не планирует применять военные или иные формы давления на Россию. На мой взгляд, Россия излишне чувствительно относится к этому вопросу».

Эксперты считают, что в обозримой перспективе отношения Москвы и Брюсселя могут стать если не более теплыми, то, безусловно, менее непредсказуемыми. Томас Валасек подчеркивает: «Это не будут взаимоотношения, основанные на активном сотрудничестве, они будут складываться несколько более сложно. И эти отношения будут транзакционными, а не трансформационными».

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить