Организации:

Черногория на шаг приблизилась к членству в НАТО

News image

Генеральный секретарь НАТО Андрес Фог Расмуссен поздравил Черногорию с этим ус...

Боливарианский альянс для Америк (ALBA)

News image

Страны-участницы ALBA АЛБА (исп. Alianza Bolivariana para los Pueblos de Nuestra Am...

Международный Комитет Красного Креста

News image

Международный Комитет Красного Креста (МККК) был основан почти полтора столетия на...

МЕРКОСУР

News image

Бразилия, Аргентина, Уругвай и Парагвай начали процесс интеграции несколько раньше, че...

СНГ сегодня:

Уровень концентрации банков СНГ на крупных клиен

24 декабря. FINMARKET.RU - Уровень концентрации банков России и других ст...

Наблюдатели СНГ готовятся к трудностям на украин

КИЕВ, 24 декабря. Миссия наблюдателей на президентских выборах на Украине от...

Как отразится на деятельности СНГ выход из его с

На этот вопрос специально корреспонденту KM.RU Веронике Новиковой ответили: Александр Шатилов, за...

Новости G8:

Председателем Большой восьмерки с 1 января 2010г.

News image

Председателем Большой восьмерки (G8) индустриально развитых стран с 1 января 2010г. станет Канада. По...

Папа Римский доволен итогами саммита G8 в Аквиле

News image

Папа Римский Бенедикт Шестнадцатый удовлетворен итогами саммита большой восьмерки , состоявшегося 8-10 июля в ит...

Влияние НАТО:

Идея Медведева не прошла в НАТО

Первая с окончания войны с Грузией официальная встреча в рамках Со...

НАТО отвергает идею России о новом пакте безопас

НАТО не поддержал планы президента России Дмитрия Медведева о разработке но...

Как премьер-министр сопротивляется идее вступлен

14 сентября 2006 года Виктор Янукович принял участие в X за...


Россия-НАТО: осторожное потепление началось
Каталог организаций - Блоки и договоры

  россия-нато: осторожное потепление началось

Совет Россия-НАТО, на первом за полтора года заседании, одобрил три документа, в том числе рабочий план действий на 2010 год, предусматривающий возобновление сотрудничества в военной сфере. Стороны также согласились активизировать сотрудничество в борьбе с терроризмом, пиратством, наркоторговлей, нераспространением оружия массового уничтожения и т.д. Однако эксперты сомневаются, что отношения между альянсом и Россией улучшатся кардинально.

Отношения с НАТО на протяжении почти двух десятилетий остаются одной из основных проблем внешней политики России. Прием в члены альянса сначала бывших социалистических государств Восточной Европы (1997 и 2004), а впоследствии – и стран Балтии (2004) вызвал негативную реакцию со стороны России. В 1995 году российские войска приняли участие в миротворческой операции под эгидой НАТО в Боснии-Герцеговине. Прием Чехии, Польши и Венгрии в состав НАТО в 1997 году был сопровожден созданием Совместного Постоянного Совета Россия-НАТО. Следующий кризис в отношениях произошел в 1999 году, когда НАТО, несмотря на возмущение России, провело операцию в Косово.

Шанс улучшить отношения появился после терактов 11 сентября 2001 года в США, когда и НАТО, и Россия осознали, что имеют общего врага – международный терроризм. Кроме этого, Россия и альянс традиционно пытаются сотрудничать и по иным направлениям – например, в деле борьбы с распространением оружия массового уничтожения. Вновь возникшее сотрудничество ознаменовалось созданием нового органа – Совета Россия-НАТО – и даже проведением совместных учений. Однако примерно в начале 2007 года, после того, как появилась возможность принятия в состав НАТО Украины и Грузии, отношения Москвы и Брюсселя вновь стали осложняться. Негатива добавили планы США по размещению систем противоракетной обороны в Восточной Европе и перспектива создания американских военных баз в Болгарии и Румынии. В августе 2008 года отношения России и НАТО полностью прервались, что стало одним из результатов войны в Южной Осетии.

Опрошенные «Голосом Америки» эксперты считают, что не стоит рассчитывать на то, что Россия и НАТО смогут кардинально улучшить отношения.

Джастин Логан, директор отдела внешнеполитических исследований Института Катона (Вашингтон, США) отмечает: «Конечно, возможно абсолютно все. Но то, что возможно, не обязательно становится реальностью. История взаимоотношений альянса и России дает основания для сомнений в том, что возможна реальная «перезагрузка» отношений. Так, в Вашингтоне продолжают проявлять беспокойство относительно политических условий в России. Масла в огонь подлило вчерашнее заявление премьер-министра Путина о том, что он может вновь стать формальным главой государства. Речь идет о целом наборе самых различных причин – как внутренних, так и внешнеполитических. Поэтому, на мой взгляд, несмотря на искреннее желание провести настоящую «перезагрузку» отношений НАТО и России, надежд на это немного».

Тод Линдберг, научный сотрудник Института Гувера, также выражает лишь осторожный оптимизм. По его мнению, возможно лишь некоторое улучшение отношений: «Есть ряд фундаментальных проблем, которые разделяют Москву и правительства стран НАТО. И, как мне кажется, любые попытки России обеспечить свое преобладание в регионах, которые она считает своей сферой влияния, приведут к противодействию со стороны США. Возможно и к активному противодействию».

В отношениях Североатлантического альянса и России накопилось достаточно много проблем. Государства Восточной Европы и Балтии выражали недовольство политикой Москвы (к примеру, в 2007 году Эстония подверглась масштабной кибератаке, которая, как считается, была организована в России). Норвегия, Дания, Канада и США выражали обеспокоенность попытками России заявить свои права на часть океанского шельфа и подкрепить эти шаги с помощью военной силы.

В свою очередь Россия считает одной из угроз своей безопасности расширение НАТО на Восток. Линдберг убежден, что этот процесс не несет никакой угрозы для России: «НАТО активно развивалось после окончания «холодной войны», потому что народы многих стран желали присоединиться к альянсу. Они видели свое будущее в трансатлантических и паневропейских институтах. Лучшее, что может сделать Москва в этой ситуации – осознать это. Для России лучше, когда на ее границах располагаются государства, которые ощущают себя в безопасности. Именно этот подход и должен стать основой для сотрудничества между Россией и государствами НАТО, Европейским Союзом и США».

Томас Валасек, директор отдела внешней политики и обороны Центра европейских реформ (Лондон, Великобритания) считает, что ныне НАТО и Россия в состоянии наладить эффективный диалог: «Наибольшей проблемой НАТО были серьезные различия в позициях государств-членов альянса относительно России. Одна группа членов НАТО смотрела на Россию, прежде всего, как на экономического партнера, другая группа – в первую очередь центрально - и восточноевропейские государства – воспринимала Россию, прежде всего, как угрозу их безопасности. Но в последние годы эти позиции начали постепенно сближаться. Некоторые страны, которые ранее выражали наибольшую тревогу относительно действий Москвы – например, Польша – начали поддерживать идею вовлечения России в дела Альянса. Другие государства, которые традиционно теплее относились к России – например, Германия – начали проявлять скептицизм в отношении внешней политики России и обращать внимание на внутрироссийские политические проблемы».

Аналогичные тенденции наблюдает Джастин Логан: «В последние месяцы государства Восточной Европы пытаются налаживать отношения с Россией, прежде всего по экономическим причинам».

В последние годы наибольшее недовольство Москвы вызывали попытки вступления в НАТО Грузии и Украины. Украина официально заявила о своем намерении присоединиться к этому блоку в 1997 году, Грузия – в начале 2002. В апреле 2008 году на саммите НАТО в Бухаресте странами-участницами было принято решение о том, что Грузия и Украина обязательно станут членами альянса. В апреле 2009 года главы государств, входящих в состав НАТО, опубликовали совместную декларацию, в которой пообещали, что в будущем Грузия и Украина станут членами блока, правда, конкретные сроки указаны не были. Джастин Логан говорит, что ныне западноевропейцы не особенно желают приема в НАТО Грузии и Украины: «Одной из причин этого стал экономический кризис, который привел к серьезной дестабилизации Восточной Европы и увеличил зависимость многих государств от экономических связей с Россией».

Тод Линдберг убежден, что вступление Украины и Грузии в НАТО не создаст угрозу для России: «Никто не планирует применять военные или иные формы давления на Россию. На мой взгляд, Россия излишне чувствительно относится к этому вопросу».

Эксперты считают, что в обозримой перспективе отношения Москвы и Брюсселя могут стать если не более теплыми, то, безусловно, менее непредсказуемыми. Томас Валасек подчеркивает: «Это не будут взаимоотношения, основанные на активном сотрудничестве, они будут складываться несколько более сложно. И эти отношения будут транзакционными, а не трансформационными».

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить